Противодействие коррупции в сфере
образования
Предлагаем Вам ознакомиться со статьей, раскрывающей основные моменты
противодействия коррупции в сфере образования.
Понятие «коррупция» раскрывается в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г.
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которым «коррупция»–
это:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки,
злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное
использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным
интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег,
ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных
имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление
такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение перечисленных в п. «а» деяний от имени или в интересах
юридического лица.
Кроме того, в указанном Федеральном законе определено понятие
противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и
физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему
устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию
коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных
правонарушений.
Основными принципами противодействия коррупции являются:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и
гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных
правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных,
информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных
и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества,
международными организациями и физическими лицами.
Правовую основу противодействия коррупции составляют:
1) федеральные нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации,
федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые
акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства
Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов
исполнительной власти и иных федеральных органов;
2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации: в частности, Конвенция об уголовной
ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г.),
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (заключена в г.
Нью-Йорке 31 октября 2003 г.);
3) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти
субъектов Российской Федерации;
4) муниципальные правовые акты.
1. Нормативные правовые акты федерального уровня
Среди основных нормативных правовых актов федерального уровня следует
назвать:
– Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции»;
– Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной
экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
– Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по
противодействию коррупции»;
– Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по
реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии
коррупции»;
– Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 гг. и др.
Минобрнауки России в рамках своей компетенции приняло ряд приказов,
направленных на предупреждение коррупции:
– приказ от 7 октября 2009 г. № 375 «Об утверждении Порядка проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации»;
– приказ от 29 июля 2009 г. № 275 «О порядке проведения проверок правовых
актов, изданных федеральными службами и федеральными агентствами,
подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации»;
– приказ от 29 марта 2012 г. № 239 «Об утверждении федеральных
государственных требований к минимуму содержания дополнительных
профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и
повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню
профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих» и др.
Говоря о механизмах противодействия коррупции, заложенных в Федеральном
законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
следует отметить положения, конкретизирующие требования информационной
открытости и прозрачности деятельности образовательных организаций, более
детально урегулированный правовой статус образовательных организаций, а также
правовой статус педагогических работников, самих обучающихся и их родителей
(законных представителей).
Родителям предоставлены возможности более активно участвовать в организации
учебного процесса (что делает его более открытым и, соответственно, снижает
коррупционные риски): выбирать до завершения получения ребенком основного
общего образования формы обучения, организации, осуществляющие образовательную
деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные
предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией,
осуществляющей образовательную деятельность; присутствовать при обследовании
детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов
обследования и вынесении заключения; высказывать свое мнение относительно
предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (формы учета
высказанного мнения при этом Федеральным законом не оговариваются). Закреплен
базовый принцип, согласно которому родители (законные представители)
обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед
всеми другими лицами, органы государственной власти и органы местного
самоуправления оказывают им помощь; при этом установлено, что за неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных федеральными законами,
родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут
установленную в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и
иных федеральных законах ответственность. Следует отметить, что на данный
момент специальной ответственности родителей в Федеральном законе «Об
образовании в Российской Федерации» не предусмотрено; будут действовать общие
нормы, в частности нормы Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (ст. 5.25, устанавливающая ответственность за неисполнение родителями
и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию
и воспитанию несовершеннолетних), а также нормы Семейного кодекса (ст. 76),
предусматривающие ответственность родителей за уклонение от выполнения
обязанностей в виде лишения родительских прав.
В числе новелл, снижающих коррупционные риски, можно упомянуть, в
частности, запрет в отношении педагогических работников организации,
осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве
индивидуального предпринимателя, оказывать платные образовательные услуги
обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов
педагогического работника.
2. Международные нормативные правовые акты
Правовую основу противодействия коррупции составляют также общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации. Соответствующее положение закреплено в ст. 2 Федерального закона «О
противодействии коррупции», а также следует из содержания п. 4 ст. 15
Конституции Российской Федерации, согласно которой общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, меры, принимаемые
в Российской Федерации в связи с противодействием коррупции, должны
соответствовать международным обязательствам.
Среди основных международных актов, направленных на противодействие
коррупции, следует отметить Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию
от 27 января 1999 г. и Конвенцию Организации Объединенных Наций против
коррупции от 31 октября 2003 г. Несмотря на то, что данные акты не закрепляют
понятия «коррупции», они содержат перечень деяний, признаваемых коррупционными
и подлежащих криминализации. Так, Конвенция ООН 2003 г. к числу таких деяний
относит активный и пассивный подкуп национальных и международных
государственных должностных лиц, хищение, неправомерное присвоение или иное
нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление
влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное
обогащение; подкуп в частном секторе; хищение имущества в частном секторе;
отмывание доходов от преступлений; сокрытие; воспрепятствование осуществлению
правосудия.
Российская Федерация ратифицировала большинство положений Конвенции ООН
2003 г., в настоящее время практически все они нашли отражение в российском
законодательстве. Исключение составляет норма, предусмотренная ст. 20 данной
Конвенции, предусматривающая криминализацию незаконного обогащения в качестве
уголовно наказуемого деяния. В соответствии с положениями ст. 20 «незаконное
обогащение» – значительное увеличение активов публичного должностного лица,
превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом
обосновать. Отказ от ратификации ст. 20 объяснялся опасением, что имплементация
данной нормы в российское законодательство нарушит закрепленный в ст. 49
Конституции Российской Федерации принцип презумпции невиновности. В то же время
в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года незаконное обогащение называется косвенным
признаком коррупции, являющимся основанием привлечения к ответственности за
правонарушения, связанные с коррупцией и злоупотреблением служебным положением.
3. Законодательство субъектов Российской Федерации, нормативные правовые
акты органов местного самоуправления
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации играют
определяющую роль в реализации антикоррупционной политики, поэтому правовое
регулирование деятельности по противодействию коррупции на региональном уровне
имеет важное значение для повышения эффективности противодействия коррупции в
государстве в целом.
Анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет
констатировать, что органы государственной власти субъектов Российской
Федерации осуществляют значительную работу по формированию правовых,
организационных и информационных механизмов противодействия коррупции. В целом
антикоррупционная деятельность субъектов Российской Федерации ориентирована на
выполнение стандартов, предусмотренных федеральным законодательством о
противодействии коррупции.
В муниципальных образованиях ситуация с осуществлением специального
правового регулирования вопросов противодействия коррупции в сфере образования
примерно такая же, как и в субъектах Российской Федерации: упоминание специфики
предупреждения коррупции в образовательной сфере является редким.
2. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений
Рассматривая проблемы предупреждения коррупции и повышения эффективности
мероприятий по противодействию коррупции нельзя не уделить внимание вопросам
ответственности за совершение соответствующих правонарушений.
Как указано в ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции»,
граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за
совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную,
гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации:
1) уголовная ответственность (установлена Уголовным кодексом Российской
Федерации): мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного
положения (ч. 3 ст. 159), присвоение или растрата (ч. 3 ст. 160), злоупотребление
полномочиями (ст. 201), получение взятки (ст. 290), злоупотребление
полномочиями (ст. 285), нецелевое использование и хищение бюджетных средств
(ст. 285.1), совмещение государственной и муниципальной службы с
учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях (ст. 288),
превышение должностных полномочий (ст. 286) и др.
2) административная ответственность (установлена Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях): мелкое хищение (ст. 7.27),
нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных
внебюджетных фондов (ст. 15.14), незаконное привлечение к трудовой деятельности
государственного служащего (бывшего государственного служащего) (ст. 19.29),
нарушение права на образование и и предусмотренных законодательством Российской
Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников
образовательных организаций (ст. 5.57), нарушение требований к ведению
образовательной деятельности и организации образовательного процесса (ст. 19.30)
и др.
3) гражданско-правовая ответственность: так, устанавливается запрет на
дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех
тысяч рублей, государственным служащим в связи с их должностным положением или
в связи с исполнением ими служебных обязанностей (ст. 575 Гражданского кодекса
РФ); в сделка может быть признана недействительной, если будет установлено, что
она заключена вследствие коррупционного правонарушения, в этом случае будут
применяться нормы ст. 168–170 Гражданского кодекса Российской Федерации (о
недействительности сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка
и нравственности; не соответствующих закону или иным нормативным правовым
актам; недействительности мнимых и притворных сделок).
4) дисциплинарная ответственность.
В частности, Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает
ответственность за нарушение обязанности уведомлять о склонении к совершению
коррупционных правонарушений (ч. 3 ст. 9); принимать меры по предотвращению и
урегулированию конфликта интересов (ч. 5 ст. 11); уведомлять работодателя при
заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров после
увольнения с государственной службы о последнем месте службы (ч. 3 ст. 12).
Несоблюдение ограничений и запретов, установленных Федеральным законом «О
государственной гражданской службе Российской Федерации», а также требований о
предотвращении или об урегулировании конфликта интересов являются основанием
для увольнения гражданского служащего в связи с утратой доверия к нему
представителя нанимателя (ст. 59.3).
Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает
ответственность за нарушение обязанности уведомлять о склонении к совершению
коррупционных правонарушений (ч. 3 ст. 9); принимать меры по предотвращению и
урегулированию конфликта интересов (ч. 5 ст. 11); уведомлять работодателя при
заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров после
увольнения с государственной службы о последнем месте службы (ч. 3 ст. 12).
12.05.2022
Просмотров всего: , сегодня: