04.01.2021
Как правильно провести мастер-класс?
1. Мастер-классы
для педагогов
2. Мастер-классы для воспитателей и педагогов
Современный коллектив детского сада –
это коллектив единомышленников, который стремится к повышению
профессионального мастерства и компетентности всех участников
образовательного процесса. В каждом коллективе есть творческие педагоги,
которые готовы транслировать свой опыт, знания и умения. Одна из форм
эффективного взаимодействия педагогов – мастер-класс.
Роль педагога состоит
в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы
проталкивать в них учеников.
Артур
Шнабель, австрийский пианист и педагог
Мастер-класс – это открытая педагогическая
система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности
педагогической практики. Это актуальная форма для обобщения
и распространения инновационного педагогического опыта.
Ее особенность заключается в том, что она основана
на практических действиях педагога и включает творческое решение
познавательной задачи или проблемной ситуации.
В методической работе
мастер-класс занимает ведущее место. Большой популярностью пользуются
мастер-классы, где педагоги имеют возможность узнать технологию изготовления
продукта и получить его самостоятельно. Это делает данную методическую
форму привлекательной для воспитателей.
Ключевые правила проведения мастер-класса
Мастер-класс – это
методическая инновационная форма. В основе любого мастер-класса стоит
личность творческого педагога, которому свойственно новое мышление
и собственный взгляд на тему или проблему.
Основная задача мастер-класса
для педагогов дошкольного образования – это не просто сообщить
информацию, а передать способы деятельности.
Во время мастер-класса
педагоги знакомятся с конкретной технологией или методикой, которые
подготовил творческий педагог. В начале мастер-класса он создает
проблемную мотивирующую ситуацию, которая стимулирует участников для
дальнейшего выполнения заданий, вызывает их интерес.
В результате
мастер-класса педагоги совместно осваивают новую для них технологию или методику
и создают собственный продукт, а также возможность практически
познакомиться с предлагаемыми технологией и приемами.
У каждого педагога
должна быть возможность высказать собственное мнение, обозначить свою позицию
и предложить самостоятельное решение проблемы, заявленной
в мастер-классе. Такой подход и является интерактивным.
Мастер-класс имеет определенную структуру:
v теоретическую
часть;
v показ
или демонстрацию технологии процесса;
v практическую
часть – создание продукта;
v презентацию
продукта (афиширование);
v выводы
(рефлексию).
На основе структуры
мастер-класса строится алгоритм его
проведения. Согласно ему творческий педагог:
Ø определяет
задачи, формулирует проблемную ситуацию;
Ø представляет
участникам мастер-класса технологию;
Ø формирует
рабочие творческие группы;
Ø организует
самостоятельную практическую работу педагогов с материалами;
Ø предлагает
педагогам представить и обсудить результаты их работы.
Самый ответственный
момент – это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также
осуществляется в несколько этапов:
Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов
1. Определите
тему мастер-класса. Она должна быть интересной и увлекательной,
отражать проблему, над которой вы работаете. Участники мастер-класса
должны заранее знать, что им покажут. Тема мастер-класса может быть
любой – творческая продуктивная деятельность, современная образовательная
технология, нетрадиционные педагогические приемы, авторские формы организации
образовательной деятельности, эффективное применение технических средств
обучения и т. д.
2. Соберите
информацию по теме. Даже если вы в совершенстве владеете
практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам
детально ответить на любой вопрос участника мастер-класса
по заявленной проблеме.
3. Сформулируйте
цель мастер-класса. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите
добиться, чему научатся и что узнают участники мастер-класса.
4. Определите
задачи. Они помогут в реализации поставленной цели.
5. Выделите
проблему или вопрос, которые представляют интерес для аудитории и введут
участников в тему мастер-класса.
6. Определите
форму проведения мастер-класса. Подумайте, каким приемом вы сможете
заинтересовать аудиторию. Современная педагогика допускает разные приемы. Чем
более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь
поставленной цели. Однако мастер-класс должен быть методически грамотным.
Поэтому сумейте обосновать, для чего применяете именно этот прием.
7. Подготовьте
необходимое оборудование. Оборудование, наглядные пособия и материалы
должны иллюстрировать основные направления и важные этапы вашей работы.
Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют
процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или
видеофильм. Подумайте и решите, какие расходные материалы участники должны
принести с собой.
8. Составьте
план проведения мастер-класса. Без него вы можете что-то пропустить
или перепутать. На основе информации, которую вы собрали, составьте
структуру вашего мастер-класса. Распишите его по пунктам и обозначьте
примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас
времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы,
ответов на вопросы участников.
9. Подготовьте
примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе. Заучивать
наизусть его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом
или перед коллегами можно. Это позволит почувствовать себя увереннее
и услышать возможные ошибки в содержании выступления. Главные тезисы
запишите на листок и возьмите с собой.
10.Подготовьте заключительную
часть мастер-класса. В конце выступления не забудьте похвалить
всех участников и обсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы.
Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса.
Мастер-класс раскрывает
творческие способности и индивидуальность всех его участников, ставит
педагогов в ситуацию успешности, предоставляет возможность для творческой
самореализации.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.01.2021
Дата обновления: 09.01.2021
Дата публикации: 04.01.2021