19.02.2021
Родители должны помнить, что детей привлекает огонь, но их
естественный познавательный интерес должен быть направлен в нужное русло. А это
значит, что с самого раннего возраста дети должны знать правила обращения с
огнем.
От 3-х до 5-ти лет
Это
возраст активных вопросов и самостоятельного поиска ответов.
Опыт многих поколений родителей подсказывает: если дети притихли, значит,
заняты чем-то рискованным. Дети этого возраста уже понимают силу и последствия
запрета — если такая работа велась последовательно в раннем детстве.
На вопросы надо отвечать. Причем по возможности честно и полноценно. Дети
дошкольного возраста, задавая вопрос, склонны добиваться информации еще и еще
бесконечными «почему». Особенность пожарной профилактики в данном возрасте —
если не дать разъяснения, то ребенок попытается найти ответ сам. Вы уверены,
что он сделает это безопасно?
У дошкольников чувство опасности своеобразно. Недостаток социального опыта
может делать их совершенно «бесстрашными» — они могут включить плиту, другие
электроприборы и бытовые газовые агрегаты, зайти в гараж и сарай. Все это
только потому, что не имеют представлений о последствиях. Страх придет уже в
середине опасного «приключения», когда появятся уже знакомые объекты страха: темнота,
огонь.
При
этом надо хорошо понимать, что, по утверждению психологов, детские страхи
формируются до 5-ти лет. Поэтому работа по пожарной профилактике должна носить
позитивный характер, а не запугивать ребенка страшными последствиями.
Ребенок
должен усвоить, что для того, чтобы было хорошо (не было пожара) надо делать
так и вот так. А если не сделать правильно, будет пожар.
Для данного возраста существует достаточный пласт классической противопожарной
детской литературы: С. Маршак, Б. Житков, Л. Толстой, С. Михалков. Некоторые
произведения, как «Пожар», «Кошкин дом» и «Рассказ о неизвестном герое» С.
Маршака, целиком посвящены данной проблеме, в них в доступной форме не только
рассказывают ребенку о последствиях пожара, но и учат правильному поведению в
данной ситуации.
Чтение таких произведений обязательно должно сопровождаться беседой. В беседе
надо постараться снять все побочные эффекты, нежелательные фантазии, которые у
некоторых излишне впечатлительных детей могут возникнуть. Внимательный родитель
сразу заметит задумчивый взгляд ребенка и сам постарается вызвать его на
откровенный разговор. Не должно остаться ни одного вопроса без ответа.
Для
дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Поэтому можно
попытаться в игровой форме выяснить отношение ребенка к прослушанному стихотворению,
сказке: разыграть сюжет с куклами и другими игрушками.
Сюжетно-ролевые
игры, в которые играют дошкольники, после прочтения произведений о пожаре или
при реальном столкновении с пожаром (видел на улице, видел по телевизору,
слышал обрывок разговора взрослых), могут стихийно включать в себя пожарную
тематику. Необходимо тактично и грамотно вмешаться с тем, чтобы направить ход сюжета,
а с ним и эмоции ребенка в правильном направлении.
Могут
ли дети сами звонить в Пожарную охрану? Да. Диспетчеры Единой дежурной
диспетчерской службы обучены общению с детьми, в том числе различать по
детскому голосу, ложный вызов или за спиной ребенка реальная беда. Поэтому в
игры надо вводить сюжеты с вызовом пожарных, учить ребенка правильному
алгоритму вызова Пожарной охраны: назвать адрес, что горит, свои имя и фамилию,
фамилию и имя родителей.
Дети 3-5-ти лет должны знать:
— огонь опасен: он может стать началом
пожара и причинить ожог;
— существует ряд предметов (спички, бытовая химия, плита…), которые дети не должны
трогать;
— неосторожное обращение с огнем вызывает пожар;
— о признаках пожара надо сообщать взрослым;
— пожар уничтожает жилище, вещи («Кошкин дом»);
— пожар опасен для жизни и здоровья
— пожарные — отважные и сильные борцы с огнем;
— пожарных вызывают по телефону 01, баловаться этим номером нельзя.
6-7
лет, подготовительный к школе возраст
Это
возраст активного познания мира, причем в основном — руками и ногами.
Появляется интерес к осознанному просмотру телепередач, и не всегда
адресованных этому возрасту. Зачастую детям этого возраста дают смотреть
телевизор не в присутствии взрослых, и ребенок может увидеть пугающие сцены
пожара, гибели на пожаре. Это не способствует формированию безопасного
поведения. Такие сцены оседают в памяти как безотчетно-пугающие.
В этом возрасте общение с книгой приобретает активный характер — ребенок не
только слушает, как ему читают, но и пытается читать сам, оценивает
иллюстрации. Культура семейного чтения адресована во многом именно
«подготовишкам»: у них уже значительно развит словарный запас, они способны
оперировать понятиями, делать выводы. Они любят обсуждать прочитанное. У
шестилеток появляется интерес к коллективной и соревновательной деятельности —
им нравится разгадывать ребусы, шарады вместе с родителями, обыгрывать их.
Это
можно использовать и в пожарной профилактике: существуют тематические
настольно-печатные игры, книжки-игрушки с заданиями.
В 6-7-летнем возрасте мы даем доступную информацию, учим
правильным действиям.
Ребенок должен знать:
— пожарных вызывают по телефону, и знать
особенности своего телефона;
— надо назвать свой адрес, что горит, фамилию, имя и объяснить диспетчеру,
почему именно он вынужден звонить в Службу спасения и где находятся родители;
— нельзя звонить с шутками и просто «для интереса» в пожарную охрану, потому
что это может помешать получить помощь людям, действительно нуждающимся в ней;
— бытовой газ взрывчат и ядовит, поэтому пользоваться им могут только взрослые;
— признаками пожара являются огонь, дым и запах дыма. О них надо обязательно и
срочно сообщить взрослым;
— нельзя брать вещи, приборы взрослых для игры — не умея их использовать правильно,
можно устроить пожар.
Во
время прогулок дети могут видеть на улице пожарную машину. Если в младшем
возрасте мы просто констатировали сам факт: «Это пожарная машина, она спешит на
пожар», то сейчас особенно с мальчиком, разговор может быть гораздо подробнее —
от марки машины до ее назначения (автоцистерна, автолестница). Обязательно надо
рассказать ребенку, что пожарные — люди не только отважные и умелые, но и что
они должны много знать. Постарайтесь включить образ пожарного в систему
позитивных ценностей ребенка — «с кого брать пример». Уважаемые родители!
Многочисленные печальные случаи с поджиганием штор, игр в полярников с
разведением костра на полу и устройством «камина в замке» в ящике комода — это
«творческий почерк» подготовительного к школе возраста.
Детей в этом возрасте достаточно часто оставляют дома на непродолжительное
время. В связи с этим возникает необходимость научить ребенка при необходимости
вызвать пожарных как с домашнего телефона, так и с мобильного, которыми в этом
возрасте уже начинают пользоваться — специальные детские модификации снабжены
кнопками вызова экстренных служб.
Только совместная работа детского сада и семьи
поможет избежать пожара, в котором могут пострадать дети!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.02.2021
Дата обновления: 28.04.2022
Дата публикации: 19.02.2021