06.04.2021
Анкета диагностики
готовности педагогов
к введению инклюзивного
образования
В современном обществе, по
причине увеличения количества детей с различными нарушениями в развитии, а
также с отклонениями в поведении, все более остро встает вопрос о необходимости
инклюзии в учреждениях дошкольного образования.
Дети с ограниченными
возможностями здоровья в большенстве случаев находятся в специализированных учреждениях, но все чаще
и чаще мы можем видеть, что в обычной группе дошкольного образования, вместе с
остальными детьми находится «особенный» ребенок. Из этого следует, что при
работе с такими детьми требуется специальный подход и определенные методики.
Так же не следует забывать и о том, что те люди (педагоги), которые работают с
такими детьми, должны обладать специальными знаниями, быть психологически
готовыми работать в системе инклюзии. Для максимального эффективного
обеспечения инклюзии необходим комплексный подход. Должны быть задействованы не
только воспитатель, но и родители, педагог-психолог, учитель-логопед и другие
специалисты.
Как правило, большинство педагогов
дошкольных образовательных учреждений не
готовы осуществлять учебно-воспитательную деятельность с детьми с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) по ряду причин. Например, не знание как работать с
такими детьми; не умение побороть собственный страх нового и неизвестного;
уверенность в том, что наличие такого ребенка в группе негативно скажется на
всем учебном процессе и «микроклимате» в детском коллективе. Так же мало
внимания уделяется личностной готовности педагога работать с детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
Необходимость обучения
педагогов, а так же необходимость их моральной, психологической готовности для
работы в условиях инклюзии выходит на первый план, поскольку добиться качества
инклюзивного образования можно лишь при наличии педагогов, уверенно владеющих,
различного рода специальными (индивидуально-ориентированными по нозологиям)
методиками обучения. Педагоги системы инклюзивного образования должны быть
морально и психологически устойчивыми, готовыми к работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья: готовыми учиться и перенимать опыт своих
коллег, применять творческий подход к процессам обучения и воспитания детей с
ОВЗ. Так же очень важен и позитивный настрой при работе в данной сфере.
Под психологической
готовностью педагога к работе в системе инклюзивного образования мы понимаем
совокупность таких личностных качеств и профессиональных умений, при которых
педагог может обеспечить не только высокое качество обучения ребенка с ОВЗ, но
и максимально эффективно осуществляет «вливание» такого ребёнка в детский
коллектив, что способствует лучшей социализации и адаптации последнего.
Успех при внедрении
инклюзивного образования зависит от нескольких условий, одно из которых
грамотная организация таковой работы непосредственно в детском саду. Во многих
общеобразовательных учебных заведениях не видят необходимости в специальной
подготовке педагога к работе в условиях инклюзии, иногда предпочитая оставить
изучение этого вопроса на усмотрение педагога. А педагог, как было ранее
сказано, не готовый к работе в системе инклюзии и не прошедший специального
обучения и подготовки, часто не считает необходимым знакомиться с принципами
инклюзивного образования. Такой подход к осуществлению инклюзии в конечном
итоге может привести к разногласию. В конце концов педагог может разочароваться
в своей компетентности и не осуществить поставленные цели.
Так же педагог,
осуществляющий свою трудовую деятельность с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, должен обладать колоссальным самоконтролем, высокой
моральной устойчивостью к стрессам; быстро и четко принимать решения при
возникающих «острых» ситуациях. Он должен уметь не поддаваться панике и быстро
адаптироваться. Такие качества характера позволяют не допускать и упреждать
возможное появление внештатных, конфликтных ситуаций. Развитию таких качеств
способствуют проведение с педагогом сеансов повышения психологический
готовности к работе в системе инклюзии педагогами-психологами, посещение
педагогами специальных тренингов, обучающих занятий, а также развитие умения
самостоятельно расслабляться, «сбрасывать с себя негативные последствия»,
сохраняя свое психологическое здоровье.
К одному из главных условий
для эффективной трудовой деятельности в системе инклюзии мы, конечно, можем
отнести необходимость прохождения специального обучения, организованно, под
руководством опытного педагога, где будет дано достаточное количество
теоретического материала, будут рассматриваться частные случаи. При
необходимости организовать посещение открытых занятий коллег, проведение
тренингов и мастер-классов.
Итогом прохождения педагогом
курсов повышения квалификации по методикам инклюзивного образования, как
следствие, должно стать высокое качество образования, получаемое детьми с ОВЗ,
разработка новых методик и накопление позитивного опыта в работе в системе
инклюзивного образования.
В заключении отмечу, что в
условиях современных реалий, чтобы соответствовать требованиям, выдвигаемым
обществом, педагог должен быть всесторонне развит, являться творческим
человеком, стремящимся к постоянному развитию, узнаванию чего-то нового.
Педагог должен не только уметь давать новые знания, но и должен еще сам
стремиться их получать. Наличие готовности к оказанию помощи, чувство
милосердия и позитивный, оптимистический настрой так же являются обязательными
качествами такого человека, который осуществляет свою трудовую деятельность с
контингентом детей с ОВЗ. Ведь ранее уже доказано, что один из лучших методов обучения,
это метод «личного примера».
Старший воспитатель С.Н. Никитина
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.04.2021
Дата обновления: 06.04.2021
Дата публикации: 06.04.2021
Copyright © 06.04.2021 Никитина С.Н.