14.12.2021
Воспитание толерантности
сегодня является одной из важнейших проблем.
В последнее время часто возникают дискуссии
о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором
главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная
человеческая личность.
Актуальность проблемы толерантности связана
с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые
для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мы
стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются
важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное
представление о своем будущем жизненном пути.
На современном этапе
развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у
подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.
Формирование этого
важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных
учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Определение слова «толерантность»:
В испанском языке- способность
признавать отличные от своих собственных
идеи и мнения;
Во французском– отношение, при котором
допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском– готовность быть
терпимым, снисходительным;
В китайском– позволять, принимать,
быть по отношению к другим великодушным;
В арабском– прощение,
снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность,
терпение, расположенность к другим;
В русском– способность терпеть что-то или кого-то
(быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием
чего-либо, кого-либо).
Идеи, взятые за основу:
·
Относиться
к окружающим с уважением.
·
Никогда
не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека.
·
Не
навязывать свое мнение другим, его можно просто высказать.
·
Надо
помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и
пристрастия (в рамках приличия).
·
Уметь
видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.
В решении задач
формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и
воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость,
уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в
раннем возрасте, в детском саду.
Достижение данной цели
возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два
взаимосвязанных блока:
I. Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
1) формирование негативного отношения к
насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе
и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному
и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному
общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо
от их принадлежности и мировоззрения;
5) формирование умения определять границы
толерантности.
II. Создание толерантной среды в обществе и
в сфере образования:
1) профилактика терроризма, экстремизма и
агрессии в обществе;
2) гуманизация и демократизация
существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;
3) включение в реформирование образования
ведущих идей педагогики толерантности;
4) реформирование системы подготовки
будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей.
Основные принципы:
1. Принцип субъективности. Требует опоры на
самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания,
сознательного поведения в отношениях с другими людьми.
2. Принцип адекватности. Требует
соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные
отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.
3. Принцип рефлексивной позиции.
Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы
отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в
соответствующем поведении и поступках.
4. Принцип индивидуализации. Предполагает
определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.
5. Принцип создания толерантной среды.
Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся
на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде,
самореализацию в разных формах.
Принципы содержания работы:
·
Комплексно-
тематический подход к планированию.
·
Личностно-
ориентированное взаимодействие участников образовательно- воспитательного
процесса.
·
Интеграция
образовательных областей.
·
Использование
форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.
·
Обеспечение
эмоционального и практического компонентов этнотолерантности.
·
Построение
предметно- развивающей среды с учетом современных требований.
Формы воспитания толерантности:
Для того чтобы работа по
воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо
задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности
дошкольников.
Спектр мероприятий и разных видов
деятельности дошкольников:
1)
проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с
культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную
деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2)
сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и
практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3)
русские народные подвижные игры;
4)
проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица,
“Рождество” в соответствии с народным календарем;
5)
изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных
праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство
детей с традициями народов разных стран;
7)
с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8)
игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем
межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9)
сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Конечно, формирование
толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни
доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого
свои индивидуальные способности и особенности.
На занятиях можно
использовать разнообразные
1. Игры
и игровые упражнения,
направленные на:
- развитие умений невербального общения:
«Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими
детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на
распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени,
фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в
общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение
окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения:
«Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия,
сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
2. Обсуждение
и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение
навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на
умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды
и упражнения направленные
на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных
отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных
национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование
художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных
авторов и сказок народов мира.
5. Использование
наглядных пособий:
сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный
вид деятельности–
рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок
милосердия», «Дети планеты Земля»,
7. Вспомогательный приём – слушание музыки,
детских песен, национальной музыки разных народов.
Предлагаемые
·
Беседы
·
Проекты
·
Конструирование
·
Видеопросмотры
·
Экскурсии
·
Целевые
прогулки
·
Фольклорные
и тематические праздники
·
Театрализованные
представления
Формы работы с родителями.
Работа по воспитанию у детей толерантности
предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для
этого используются разнообразные формы работы с родителями: собрания,
консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы,
фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы
с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является
важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него
нравственных форм поведения, правовой культуры.
·
Анкетирование
·
Совместные
праздники
·
Круглые
столы
·
Конкурс
«Моя родословная»
·
Конкурсы
совместных рисунков
·
Выставки
Мероприятия с родителями:
- круглый стол;
- тренинги, семейные игротеки;
- тематические дни в ДОУ;
- консультативный пункт;
- «Школа для родителей»;
- целевые экскурсии совместно с детьми по
городу.
Таким образом,
сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного
поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное
взаимодействия ребенка родителей и социума.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2021
Дата обновления: 15.12.2021
Дата публикации: 14.12.2021