05.07.2023
20 июня прошла
пресс-конференция "Кадровый актив и потенциал высшего образования: ученые,
педагоги и наставники", в рамках которой президент Российской академии
образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева представила Концепцию
развития наставничества в Российской Федерации, подготовленную учеными
Академии.
"В современных условиях
развития России наставничество становится важнейшим ресурсом повышения
гражданственности, трудовой сознательности, желания работников всех
профессиональных областей служить укреплению нашего государства. Сегодня
наставничество в стране возрождается: оно развивается, безусловно, с опорой на
весь наш богатый прошлый опыт, и, вместе с тем, ему необходимы новые подходы —
наставничество должно отвечать современным вызовам", — рассказала Ольга
Юрьевна Васильева, президент Российской академии образования, академик РАО.
В Год педагога и
наставника ученые РАО провели исследование, в котором приняли участие более
4 300 педагогов из 8 федеральных округов нашей страны. Более 83% из
них участвуют в той или иной форме наставнической деятельности, а 75% указали
на то, что испытывают потребность в повышении квалификации по организации
наставничества.
Специалистами Академии
выявлен ряд проблемных зон: выяснилось, что необходима дополнительная
проработка психолого-педагогических особенностей наставничества, его форм, методов
и содержания, научно-методическое сопровождение, материальное и нематериальное
стимулирование наставников, проведение широкой разъяснительной работы среди
педагогов о необходимости наставнической работы в разных формах. Эти данные
легли в основу разработки Концепции.
Подготовленный учеными
РАО документ является базовым для организации наставнических практик в
различных профессиональных сферах.
По мнению авторов
Концепции, изменения, которые в условиях цифровизации претерпевают все
профессии, вносят существенные коррективы в содержание работы наставников.
Сегодня наставником может быть только сотрудник, владеющий цифровыми,
инновационно-творческими и коммуникативными навыками, способный к
профессиональной мобильности и непрерывному самообразованию.
Приоритетной миссией
наставника на современном этапе становится создание условий для становления
молодого сотрудника в новых реалиях, вне зависимости от профессиональной сферы.
Какие задачи решает
наставник? Изучает личность и профессиональный потенциал подопечного, его
"дефициты", повышает профессиональное мастерство молодого работника,
создает условия для его социализации, устанавливает и развивает отношения
диалога и доверия с подопечным, принимает участие в решении его жизненных
проблем.
Формы наставничества
также очень разнообразны: традиционная "наставник – подопечный",
партнерское наставничество, групповое или командное наставничество,
реверсивное, "сетевые" и "виртуальные" формы.
Специалисты РАО
выделяют следующие приоритетные направления развития наставничества в нашей
стране:
- повышение уровня владения современными технологиями и
психолого-педагогической компетентности наставников, их готовности к принятию
личности подопечного;
- создание условий для развития творческого и профессионального потенциала
самих наставников;
- расширение осведомленности наставников о социально-психологических
особенностях современного поколения, культурных ценностях и рисках их
социализации;
- работа над развитием гражданской позиции и социальной активности молодых
людей, их включенности в жизнь российского государства, в утверждение
традиционных духовно-нравственных ценностей нашего народа;
- совершенствование практики отбора и подготовки самих наставников.
"Важно продолжить
традиции отечественного наставничества, которое на протяжении многих лет
обеспечивало своевременное и качественное введение в профессию
квалифицированных кадров, последовательный рост их мастерства,
духовно-нравственное развитие", — заключила Ольга Юрьевна Васильева,
президент Российской академии образования, академик РАО.
Более подробная
информация по ссылке
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.07.2023
Дата обновления: 14.07.2023
Дата публикации: 05.07.2023