Вариативность среды

25.05.2023

Согласно ФГОС ДО одна из важнейших характеристик развивающей предметно-пространственной среды  вариативность – предполагает наличие в ДОУ или группе различных пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

При вариативности предметно-пространственной среды необходимо учитывать:

·           возрастные особенности;

·           особенности развития игровой деятельности;

·           скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка;

·           особенности контингента детей группы.

Предметно-пространственная среда предусматривает: активную зону,  спокойную зону, рабочую зону.

Активная зона включает в себя:

- центр        сюжетно-ролевых        игр        («Больница»,  «Магазин», «Строители», «Парикмахерская», «Семья»);

- центр        конструирования         (крупный        строительный        материал,        различные        виды  конструкторов);

- театрализованный центр (масочный театр, теневой театр, пальчиковый театр,  настольный театр);

- центр двигательной деятельности (кегли, обручи, мячи, ленточки, флажки,  кольцеброс, скакалки, наглядно – дидактическое пособие «Виды спорта» ;

Спокойная зона включает в себя:

- уголок уединения (место где ребенок может побыть наедине с собой);Хочу такой сайт

- уголок природы (растения, инструменты по уходу за растениями, природный  материал, дидактические игры);

-уголок        художественной        литературы        (книги        с        крупными        иллюстрациями,  книжный доктор, портреты писателей) ;

Рабочая зона включает в себя:

·                Центр познавательно – исследовательской деятельности (эксперименты, наблюдения, беседы);

Центр продуктивной и творческой деятельности  (лепка: пластилин, тесто, кинетический песок; аппликация: цветная бумага,  цветной и белый картон, клей; рисование: карандаши, фломастеры, восковые  мелки, трафареты). 

При организации вариативной развивающей среды следует учитывать следующие факторы:

·                Возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства;

·                Особенности развития игровой деятельности детей;

·                Скачкообразность и неравномерность в развитии ребёнка;

·                Особенности контингента детей группы;

·                Специфика педагогических задач в тот или иной период;

·                Особенности индивидуального стиля деятельности педагога группы.

·                Вариативность развивающей среды может быть обеспечена за счёт включения в «традиционную предметную среду» дополнительных элементов или схем её организации, реализуемых в рамках педагогических систем, получивших мировое признание и многолетнюю апробацию в практике ДО. Подобные системы представлены педагогическими зарубежными концепциями, например, М.Монтессори, Ф.Фребеля, Р.Штайнера, а также отечественными – М.Н.Поляковой, Н.М.Крыловой, Н.А.Коротковой, Т.Н.Дороновой и т.д.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».