09.01.2019
Педагог
и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества
Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ |
Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые
воспитателем |
1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной
группе. 2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в
детском саду. 3. Руководство работой воспитателя в области музыкального
развития детей посредством консультаций и групповых занятий. 4. Организация педагогических совещаний |
1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и
двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные
движения, следить за выполнением заданий. 2. Организация педагогических условий, содействующих развитию
самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. 3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных
задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной
музыкально-творческой деятельности детей |
Общность
профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества
музыкального руководителя и воспитателя ДОУ.
Воспитатель детского сада |
Музыкальный руководитель |
Диагностические задачи |
Инновационные
формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
Задачи профессионального
сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя |
Формы сотрудничества и
сотворчества |
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка
в контексте музыкальности |
Разработка единых диагностических карт музыкальности ребенка;
совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных
проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности |
2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ |
Совместное проектирование планов работы, их оперативная
корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих
педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и
развитию детей |
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в
ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном
развитии |
Создание промежуточных диагностик, диагностических методов,
позволяющих оценить характер продвижения ребенка в музыкальном развитии;
совместное обсуждение особенностей продвижения ребенка в музыкальном развитии
на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх;
совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее
развитие ребенка |
4. Определение эффективности влияния реализуемых
педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие
дошкольника |
Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических
условий на характер продвижения ребенка в музыкальном развитии, общем
развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх,
заседаниях службы сопровождения |
5. Проектирование и организация целостного образовательного
процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового
ребенка-дошкольника в детском саду |
Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок»
(подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном
процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития |
6. Изучение особенностей общекультурной компетентности
воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов |
Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов
дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры,
эрудиции (прил. 5) |
7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития
дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения
базовой компетентности |
Взаимопосещение занятий, других форм профессионального
взаимодействия с ребенком на музыкальном содержании с последующим анализом и
совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития
ребенка |
8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное
решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной
деятельности |
Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные
в ДОУ (прил. 4); совместная организация праздников педагогическим коллективом
ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме
целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки, использования
новых педагогических средств и приемов в музыкальном воспитании и развитии
детей |
9. Создание единого культурно-образовательного
музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе
образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском
саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города,
района ДОУ |
Коллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу,
театр; совместное создание афиши на учебный год для
профессионально-педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с
рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по
проблемам музыкального воспитания и развития ребенка; создание стенда или
уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка»,
«Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребенок» и т. п.; приглашение в детский сад
музыкально-театральных коллективов для детей |
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды
детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы
целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка |
Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в
ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально-развивающей среды в
ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребенка |
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование,
наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной,
базовой, специальной компетентностей |
Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников,
консультаций, оснащенных методических портфелей, приглашений на концерты и
спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его
использованию в образовательном процессе ДОУ; составление
музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и
технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и
развития дошкольников |