25.05.2020
Родители должны помнить, что
детей привлекает огонь, но их естественный познавательный интерес должен быть
направлен в нужное русло. А это значит, что с самого раннего возраста дети
должны знать правила обращения с огнем.
От 3-х
до 5-ти лет.
Это возраст
активных вопросов и самостоятельного поиска ответов.
Опыт многих поколений родителей подсказывает: если дети притихли, значит,
заняты чем-то рискованным. Дети этого возраста уже понимают силу и последствия
запрета — если такая работа велась последовательно в раннем детстве.
На вопросы надо отвечать.
Причем по возможности честно и полноценно. Дети дошкольного возраста, задавая
вопрос, склонны добиваться информации еще и еще бесконечными «почему».
Особенность пожарной профилактики в данном возрасте — если не дать разъяснения,
то ребенок попытается найти ответ сам. Вы уверены, что он сделает это
безопасно?
У дошкольников чувство опасности своеобразно. Недостаток социального опыта
может делать их совершенно «бесстрашными» — они могут включить плиту, другие
электроприборы и бытовые газовые агрегаты, зайти в гараж и сарай. Все это
только потому, что не имеют представлений о последствиях. Страх придет уже в
середине опасного «приключения», когда появятся уже знакомые объекты страха:
темнота, огонь.
При этом надо хорошо
понимать, что, по утверждению психологов, детские страхи формируются до 5-ти
лет. Поэтому работа по пожарной профилактике должна носить позитивный характер,
а не запугивать ребенка страшными последствиями.
Ребенок должен усвоить, что
для того, чтобы было хорошо (не было пожара) надо делать так и вот так. А если
не сделать правильно, будет пожар.
Для данного возраста существует достаточный пласт классической противопожарной
детской литературы: С. Маршак, Б. Житков, Л. Толстой, С. Михалков. Некоторые
произведения, как «Пожар», «Кошкин дом» и «Рассказ о неизвестном герое» С.
Маршака, целиком посвящены данной проблеме, в них в доступной форме не только
рассказывают ребенку о последствиях пожара, но и учат правильному поведению в
данной ситуации.
Чтение таких произведений обязательно должно сопровождаться беседой. В беседе
надо постараться снять все побочные эффекты, нежелательные фантазии, которые у
некоторых излишне впечатлительных детей могут возникнуть. Внимательный родитель
сразу заметит задумчивый взгляд ребенка и сам постарается вызвать его на
откровенный разговор. Не должно остаться ни одного вопроса без ответа.
Для дошкольного возраста
ведущей деятельностью является игра. Поэтому можно попытаться в игровой форме
выяснить отношение ребенка к прослушанному стихотворению, сказке: разыграть
сюжет с куклами и другими игрушками.
Сюжетно-ролевые игры, в которые играют дошкольники, после прочтения
произведений о пожаре или при реальном столкновении с пожаром (видел на улице,
видел по телевизору, слышал обрывок разговора взрослых), могут стихийно
включать в себя пожарную тематику. Необходимо тактично и грамотно вмешаться с
тем, чтобы направить ход сюжета, а с ним и эмоции ребенка в правильном
направлении.
Могут ли дети сами звонить в Пожарную охрану? Да. Диспетчеры Единой дежурной
диспетчерской службы обучены общению с детьми, в том числе различать по
детскому голосу, ложный вызов или за спиной ребенка реальная беда. Поэтому в
игры надо вводить сюжеты с вызовом пожарных, учить ребенка правильному
алгоритму вызова Пожарной охраны: назвать адрес, что горит, свои имя и фамилию,
фамилию и имя родителей.
Дети
3-5-ти лет должны знать:
— Огонь опасен: он может стать началом пожара и причинить ожог.
— Существует ряд предметов (спички, бытовая химия, плита…), которые дети не
должны трогать.
— Неосторожное обращение с огнем вызывает пожар.
— О признаках пожара надо сообщать взрослым.
— Пожар уничтожает жилище, вещи («Кошкин дом»).
— Пожар опасен для жизни и здоровья.
— Пожарные — отважные и сильные борцы с огнем.
— Пожарных вызывают по телефону 01, баловаться этим номером нельзя.
6-7 лет,
подготовительный к школе возраст.
Это возраст активного
познания мира, причем в основном — руками и ногами. Появляется интерес к
осознанному просмотру телепередач, и не всегда адресованных этому возрасту.
Зачастую детям этого возраста дают смотреть телевизор не в присутствии
взрослых, и ребенок может увидеть пугающие сцены пожара, гибели на пожаре. Это
не способствует формированию безопасного поведения. Такие сцены оседают в
памяти как безотчетно-пугающие.
В этом возрасте общение с книгой приобретает активный характер — ребенок не
только слушает, как ему читают, но и пытается читать сам, оценивает
иллюстрации. Культура семейного чтения адресована во многом именно
«подготовишкам»: у них уже значительно развит словарный запас, они способны
оперировать понятиями, делать выводы. Они любят обсуждать прочитанное. У
шестилеток появляется интерес к коллективной и соревновательной деятельности —
им нравится разгадывать ребусы, шарады вместе с родителями, обыгрывать их.
Это можно использовать и в пожарной профилактике: существуют тематические
настольно-печатные игры, книжки-игрушки с заданиями.
В 6-7-летнем возрасте мы даем
доступную информацию, учим правильным действиям.
Ребенок
должен знать:
— Пожарных вызывают по телефону, и знать особенности своего телефона.
— Надо назвать свой адрес, что горит, фамилию, имя и объяснить диспетчеру,
почему именно он вынужден звонить в Службу спасения и где находятся родители.
— Нельзя звонить с шутками и просто «для интереса» в пожарную охрану, потому
что это может помешать получить помощь людям, действительно нуждающимся в ней;
— Бытовой газ взрывчатый и ядовит, поэтому пользоваться им могут только
взрослые.
— Признаками пожара являются огонь, дым и запах дыма. О них надо обязательно и
срочно сообщить взрослым.
— Нельзя брать вещи, приборы взрослых для игры — не умея их использовать
правильно, можно устроить пожар.
Во время прогулок дети могут
видеть на улице пожарную машину. Если в младшем возрасте мы просто
констатировали сам факт: «Это пожарная машина, она спешит на пожар», то сейчас
особенно с мальчиком, разговор может быть гораздо подробнее — от марки машины
до ее назначения (автоцистерна, авто лестница). Обязательно надо рассказать
ребенку, что пожарные — люди не только отважные и умелые, но и что они должны
много знать. Постарайтесь включить образ пожарного в систему позитивных
ценностей ребенка — «с кого брать пример».