26.08.2019
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ
Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Вне всякого сомнения,
принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным
опытом. Тем не менее посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы,
определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки,
точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.
Сразу же отметим,
что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как
фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с
этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо
коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом
определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства —
никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в
состоянии заменить детский сад.
С приходом ребенка в
дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим
дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к
поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе
много неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка
одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, с которой, ему очень
сложно справиться.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД
АДАПТАЦИИ
Оформляя ребенка в детский
сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в
детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это
вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До
этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут
ли любить ребенка в детском саду?
Это волнение
усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким,
отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием
к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать
на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.
Все ли дети ведут
себя одинаково при поступлении в детский сад?
Одни дети приходят в
группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им
заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше
наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют
по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не
только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же
объясняется такое разное поведение детей?
Причины могут быть
самыми разными:
— отсутствие в семье
режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
-наличие отрицательных
привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
-неумение занять
себя игрушкой;
— несформированность
необходимых культурно-гигиенических навыков и др.
Однако главной и основной
причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со
взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт
общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок),
ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми
людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем
более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее
ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем.
Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение
войти вконтакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.
Когда у ребенка опыт
общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у
него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него
есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю,
заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.
Дети, у которых уже
имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют
самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому
саду сравнительно быстро.
В процессе общения
ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке,
учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в
общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка
практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем
меньше опыт ребенка, тем ему труднее.
Общение ребенка
связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся
процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно
редко учат умению общаться.
Научить ребенка
вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к
поступлению в детское учреждение.
Особое значение в
период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие
факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков,
навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в
семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение
садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо
учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда,
хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно
участвовать в раздевании, умывании.
С 1 года 6 месяцев
ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды
чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым
одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за
столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести
себя за столом и в спальне.
Очень трудно дается
детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при
поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата.
Поэтому необходимо
не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и
контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их
значение.
Дети, у которых в
соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и
культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям
общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и
нравственно, растут крепкими и здоровыми.
Период адаптации
ребенка может проходить легко с первого дня посещения детского сада, а также
может затянуться и продолжатся до 6 месяцев.
Целесообразно
родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще
познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить
малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить
его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно
встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы
он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с
мамами.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ
РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ
ПРИ РАССТАВАНИИ
С РОДИТЕЛЯМИ?
1.Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду
2.Постепенно приучайте ребенка к детскому саду
3.Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
4.Попросите других членов семьи отводит ребенка в детский сад
5.Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то предмет
6.Принесите в группу свою фотографию
7.Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания
8.Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада
9.После детского сада погуляйте с ребенком на детской площадке. Дайте возможность ребенку подвигаться, поиграть в подвижные игры
10.Устройте семейный праздник вечером
11.Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу
12.Будьте терпеливы
Copyright © 26.08.2019 Педагог-психолог Никитина С.Н.