07.02.2020
Консультация для родителей на тему:
«Как воспитывать самостоятельность?»
Самостоятельность –
это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с
раннего детства.
Дети по своей природе
активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять ее в нужное
русло, а не глушить назойливой опекой. Дети очень часто стремятся выполнять
различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах
ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы
оказываем ребенку помощь?
Стремясь сделать все
за ребенка, мы поступаем неправильно. Уже к трем годам у ребенка резко
возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание
самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может
привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие.
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное
негативное влияние на развитие личности ребенка.
Конечно, малыши не
сразу и с большим трудом приобретают необходимые навыки, им требуется помощь
взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия:
приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку
или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент,
носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.
Необходимо также
правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка
самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в
процессе одевания, умывания, приема пищи.
Обучая детей тем или
иным действиям (надеть кофту, развязать шарф, намыливать руки, правильно
держать ложку и т.п.) надо наглядно демонстрировать способ их выполнения. Показ
желательно производить в несколько замедленном темпе.
Желательно, чтобы
показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые
сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание
детей на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему
быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
В труде по
самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу
качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной
последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно
складывать, вешать.
Воспитывая
самостоятельность лучше, как можно реже, прибегать к замечаниям, порицаниям,
опираясь на поощрение и похвалу. Положительная оценка порождает у малышей
интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему
они научились, чему еще нужно научиться.
В младшем дошкольном
возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и
плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей
самостоятельность, аккуратность, мы должны быть примером для подражания. Если
мы не будем класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станем лишь
требовать этого от детей, то нам не удастся воспитать у малыша привычки к
аккуратности.
Труд должен приносить
ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности.
Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой
нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придет постепенно.
Сначала нужно вызвать интерес.
Важно, чтобы с раннего детства ребенок
усвоил, что работать трудно, но почетно.
Воспитатель М.С. Батманова
Copyright © 07.02.2020 Педагог-психолог Никитина С.Н.