01.09.2020
Cогласно Федеральному закону №
273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники получат право на
получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по
профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47).
Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях
Федеральным законом № 273-ФЗ отнесена к полномочиям органов государственной
власти федерального и регионального уровней (п. 3 ч. 1 ст. 6, п. 9 ч. 1 ст. 8).
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются
лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо
получающие образование по данному уровню (ч. 3 ст. 76).
Дополнительные профессиональные программы могут быть реализованы в
организациях ДПО (в качестве основной цели деятельности), в профессиональных
образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
(за рамками основной цели деятельности).
Содержание дополнительных профессиональных программ должно
учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в
квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и
специальностям (ч. 9 ст. 76).
Квалификационные требования по должностям работников образования
содержатся в соответствующих квалификационных характеристиках в разделах
«Должен знать» и «Требования к квалификации».
Требования к уровню квалификации педагогических и иных работников
образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, и требования
к непрерывности их профессионального развития установлены соответствующими
федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС).
Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на
основании установленных квалификационных требований, профессиональных
стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или)
высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76).
Обучение по дополнительным профессиональным программам может
осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в
том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке,
установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (ч. 11 ст. 76).
При реализации образовательных программ могут использоваться
различные образовательные технологии (дистанционные, электронное обучение и
др., ч. 2 ст. 13).
Освоение дополнительных
профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией
обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную
деятельность. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную
профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются
удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной
переподготовке (ч. 14, 15 ст. 76). Эти
документы входят в группу документов о квалификации (ч. 10 ст. 60).
Педагогическим работникам следует обратить внимание, что программы повышения квалификации должны реализовываться только в рамках ДПО, а не профессионального обучения.