01.09.2020
Родителям
детей с ЗПР
Какую помощь могут оказать родители, если в
семье ребенок с задержкой психического развития?
· Не следует на
ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно
опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое
действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в
семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы
сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах
деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются
такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности,
самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо
организовывать не "над", а "рядом".
· Не предъявлять
завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет
за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании
ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады
настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное
для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру
в свои силы.
· Для того, чтобы
сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой
дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его
труда и отдыха.
· Психологи и врачи
утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне
необходимы.
· Самооценка ребенка
во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в
свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного
мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с
задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например,
задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть
вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная
активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком,
доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и
успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность,
но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
· Нуждается ли
ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка
психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического
развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей
лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем,
приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование
врачом–психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки
органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него,
может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или
возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного
мозга.