01.09.2020
«Методические рекомендации по организации
инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях реализации Федеральных государственных стандартов»
«Если мы будем учить
сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей ЗАВТРА»
Джон Дьюи
Актуализация
Инклюзивное образование
является одним из основных направлений модернизации системы специального
образования во многих странах мира. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов
от 2006 года «Государства- участники (в том числе и Россия) признают права
инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на
основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех
уровнях» (ст. 24).
Инклюзивное (франц.
inclusif – включающий в себя, от лат. Include – заключаю, включаю) или
включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения
детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу
инклюзивного образования положена идея, исключающая любую дискриминацию детей,
которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия
для детей, имеющих особые образовательные потребности.
«Инклюзивное образование» - данным термином в
настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют
особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках
общеобразовательных организаций.
Преобразования,
происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие
инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и
доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с ОВЗ
вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить
образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по
месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где таким детям
оказывается необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям совместное
обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и
ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день. При
включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа перед
коллективом ОУ возникают следующие задачи:
· •создание общего
образовательного пространства, максимально комфортного для всех учащихся;
· •помощь каждому ребенку в
решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
· •психологическое
обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;
· •развитие психолого-педагогической
компетенций, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.
Введение ФГОС НОО ОВЗ
вступает в силу с 01.09.2016г., а значит, и педагогический коллектив должен
ознакомиться с методическими рекомендациями, указанными в Письме Министерства
образования и науки РФ от 11 марта 2016г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» и
руководствоваться ими в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Главное, что должен
понять каждый учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, что это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении,
создании специальных условий. В связи с этим, считаю необходимым в методических
рекомендациях осветить ключевые вопросы: условия организации инклюзивной
практики в образовательном учреждении;основные принципы и задачи коррекционной
работы с детьми, имеющими ОВЗ, требования к педагогам, сопровождающих детей в
инклюзивном образовании; особенности построения современного урока для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.
1.
I. Условия организации инклюзивной практики в
образовательном учреждении.
Для организации
адекватной и эффективной системы комплексного, в первую очередь
психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в образовательном
учреждении необходимо наличие как «внутренних», так и внешних условий. К
собственно «внутренним» условиям следует отнести принятие всеми участниками
образовательного процесса философий и принципов инклюзивного образования,
создания «безбарьерной» образовательной среды, эффективной деятельности
консилиума ОУ, наличие адекватной и оптимальной документации и владение ею
всеми специалистами, других необходимых условий. К «внешним» условиям,
необходимым для организации деятельности инклюзивного образовательного
учреждения, относятся:
- системность развития
инклюзивного образования в регионе – наличие
образовательных
учреждений разных ступеней образования (инклюзивная
образовательная
вертикаль: система ранней помощи – вариативность форм включения ребенка с ОВЗ в
ДОУ – организация инклюзивной вертикали в средней общеобразовательной школе – в
ее начальном и среднем звене, а также аналогичные «звенья» в специальной
(коррекционной) школе);
- преемственность и
взаимодействие между отдельными звеньями этой вертикали;
- наличие в регионе
структур, оказывающих эффективную методическую,
организационную поддержку
и сопровождение инклюзивных ОУ (в ПМСС-центрах);
- создание и
функционирование регионального Совета по инклюзивному
образованию;
- взаимодействие с социальными
партнерами.
Среди «внутренних»
условий организации инклюзивной деятельности ОУ по сопровождению ребенка с ОВЗ
необходимо выделить организационные, кадровые и средовые:
- Сотрудничество с ПМСС
центром и, созданными в них, психолого-медико-
педагогическими
комиссиями (ПМПК);
- Взаимодействие с
другими инклюзивными и специальными учреждениями
вертикали или сети
(детский сад, школа, и т.п.), в том числе взаимный обмен
технологиями,
материалами, информацией и документами;
- Наличие подготовленных
для реализации задач инклюзивного образования кадров;
- Разработка приемов,
методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов;
- Наличие команды
специалистов сопровождения: координатор (завуч) по
инклюзии, психолог,
специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и
др.;
- Организация
деятельности этих специалистов как психолого-медико-педагогического консилиума
(ПМПк) образовательного учреждения с соответствующими выделенными задачами;
- Архитектурные
преобразования, включая безбарьерную среду;
- Наличие специального
оборудования и средств, модулирующих образовательное пространство класса
/группы.
1.
II. Основные принципы и задачи коррекционной работы с
детьми, имеющими ОВЗ.
Комплектование
инклюзивных классов осуществляется на основании заключения городской ПМПК при
обязательном согласии родителей (законных представителей) и наличии в
учреждении необходимых условий, включающих кадровое обеспечение специалистами,
имеющими право на ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционного
обучения, службу сопровождения, учебно-методическое обеспечение и развитую
материально- техническую базу.
В образовательном
учреждении всем ходом инклюзивного образования руководит школьный
психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Он же осуществляет
необходимые изменения образовательных маршрутов школьников, если в этом
возникает необходимость (прохождение дополнительной диагностики (при ее
необходимости или для уточнения индивидуального образовательного маршрута), посещение
дополнительных занятий, контролирует результативность обучения и
психолого-медико- педагогического сопровождения). Классы инклюзивного обучения
объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга.
Инклюзивное обучение
основывается на специальных дидактических принципах, которые необходимо
соблюдать при планировании и организации уроков. Принцип – руководящая идея,
основное правило деятельности.
1.
Принцип педагогического оптимизма.
Специальная педагогика
исходит из того, что учиться могут все дети. Принцип педагогического оптимизма
опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка,
свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую
прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей
программы. Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка»,
согласно которой развитие человека застывает как бы на достигнутом уровне, выше
которого он не в состоянии подняться.
2.
Принцип ранней педагогической помощи.
Современная специальная
педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно-
педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики
отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных
потребностей.
3.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности
образования.
Этот принцип предполагает
опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного
процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в
соответствии со спецификой природы недостатка развития.
4.
Принцип социально-адаптирующей
направленностиобразования
позволяет преодолеть или
значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры
социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в
окружающей человека социокультурной среде.
5.
Принцип развития мышления, языка и коммуникации как
средств специального образования.
Свои специфические
проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий
детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, поэтому важнейшей
общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно-
педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения.
6.
Принцип деятельностного подхода в обучении и
воспитании.
В специальном образовании
распространена коллективная предметно- практическая деятельность под
руководством педагога (работа «парами», «подгруппами»), которая создает
естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно
воспроизводя потребность в таком общении.
Психологи утверждают, что
от услышанного учащимся в течение урока в памяти остаётся меньше 10%
содержания, от воспринятого через чтение – 30%, при наблюдении предмета (опора
на наглядность) в памяти остаётся примерно 37% воспринятого. Практические же
действия с учебным материалом оставляют в памяти детей до 70% информации.
Урок тогда будет
эффективен, когда на нём будет учительско – ученическая деятельность. Это
достигается практическими самостоятельными методами и приёмами. Если обучение
строится только на интересе, то на практике это оказывается профанацией
педагогического процесса. Нужно уметь строить учебно – воспитательный процесс
исходя из его закономерностей. Ученик должен захотеть усваивать учебный
материал. Нужно втянуть его в процесс учёбы, чтобы он не мог не работать. Это и
есть профессионализм в организации ученической деятельности, основанной на
самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя.
Пути такой работы:
- формирование интереса
только через деятельность самих ребят;
- отказ от излишней
словесной педагогики;
- мотивация деятельности
является решающим условием в успехе хорошего урока;
- перевод внешних мотивов
во внутренние, появление у детей желания учиться.
7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Дифференцированный
подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях
коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических
особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход
является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание
благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные 24 особенности
каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с
данной категорией нарушения развития.
8.
Принцип необходимости специального педагогического
руководства.
Учебно-познавательная
деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от
учебно-познавательной деятельности обычного ребенка и требует постоянного и
терпеливого руководства со стороны педагогов. Для учителя главная трудность на
уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с
ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения
образовательного стандарта.
9.
Проявление педагогического такта.
Постоянное поощрение за
малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в
нём веры в собственные силы и возможности.
III. Требования к
педагогам, сопровождающих детей в инклюзивном образовании.
В образовательных
учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья,
предъявляются новые и более высокие требования ко всем педагогам, работающим в
школе.
В работе с педагогами,
работающими с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, особую
актуальность приобретает развитие следующих интегральных характеристик:
1.
направленность
на ребёнка, включающую в себя:
- положительное отношение
к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними;
- стратегию сотрудничества
с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) интеллектуальная
гибкость:
- навыки разработки
индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;
3) профессиональная
компетентность:
- знания и навыки,
необходимые для работы в междисциплинарных командах;
- знания специальных
технологий сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- навыки проведения
педагогической диагностики для построения траектории индивидуального
образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
4) поведенческая
гибкость:
- навыки сопровождения
ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту;
- знание методик работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья. Учитель становится координатором
инклюзивного процесса в классе в сотрудничестве со всеми участниками
воспитательно-образовательного процесса: командой специалистов, администрацией,
родителями и учащимися.
Для учителя в инклюзивной
образовательной среде важно владеть практикой в самостоятельной
исследовательской деятельности, навыками разработки поурочных планов для
конкретного класса, а также для конкретного ребенка, умениями творчески
перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям
учеников.
Для квалифицированного
решения коррекционных задач, связанных с обучением ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, оказывать помощь учителю в инклюзивном пространстве
обязательно должны такие специалисты, как учитель-дефектолог, учитель-логопед,
педагог ЛФК, социальный педагог, тьютор.
Тьютор (англ. tutor – наставник,
опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) – новая специальность в
российском образовании.
Тьюторство как педагогическая
деятельность становится в условиях инклюзивной школы важным ресурсом для
создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения.
Тьюторство может способствовать развитию не только более индивидуализированного
обучения, но и воспитания, где тьютор содействует максимальному раскрытию
личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей. Работа тьютора
ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной
стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или
специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал
ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной
деятельности.
Задача тьютора состоит в
организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока,
транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка
при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с
одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и
особенностей в социальные проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме
сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной
интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного
учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и
родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной
учебы и социальной адаптации.
Тьютор может выполнять
следующие функции:
- педагога сопровождения,
воспитателя, который оказывает помощь, выполняет рекомендации ПМПк, ведет
педагогическую и воспитательную работу, обеспечивает поддержку педагогов,
специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на
каждом этапе образовательного процесса; включает ребенка с ОВЗ в детский
коллектив, организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ. Помогает всем
участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать
ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать. Полный функционал тьютора
представлен в должностной инструкции Приложение 1.
1.
IV. Особенности построения современного урока для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.
В настоящее время с
введением ФГОС актуальным в образовательном процессе становится использование в
обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать
знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять
доказательства, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного
ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие
способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Обучающиеся с ОВЗ, как
правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их
совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются
работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания
мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между
знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще
всего паникуют. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили
в начале урока (понимание приходит в 3-4 классе). Для детей с ОВЗ школа должна
стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном
пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет
направляющую роль.
Признанным подходом в
обучении детей выступает системно-деятельностный, т.е. учение в форме проектной
деятельности, которая предполагает:
- применение активных
форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и др.;
- соотносить результат
деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.;
- создание условий для
развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия
как бы со стороны.
В соответствии с новыми
стандартами, прежде всего, необходимо усилить мотивацию наших детей к познанию
окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не
получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к
жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в
реальной жизни.
Большая часть времени на
уроке (20-30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала
("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его
в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое
вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке -
это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление
проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и
образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к
цели.
Качество любого урока в
значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.
Результативность урока во
многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Учителя коррекционной
школы также, как и общеобразовательной школы ставят триединую задачу:
образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую. Отличие заключается
в том, что коррекционно-развивающей задаче уделяется больше внимания.
Образовательная задача должна определять
задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными
учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание
занятия.
Образовательная:
· формировать
(формирование) у учащихся представления о …;
· выявить (выявлять)…;
· знакомить, познакомить,
продолжать знакомить…;
· уточнить…;
· расширить…;
· обобщить…;
· систематизировать…;
· дифференцировать…;
· учить применять на
практике…;
· учить пользоваться…;
· тренировать…;
· проверить…
Воспитательная задача должна определять
задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения,
овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и
т.д.
Воспитательная:
· воспитывать
наблюдательность;
· воспитывать самостоятельность;
· воспитывать настойчивость
и терпение;
· воспитывать нравственные
качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и
т.п.)
Коррекционно- развивающая
задача должна
четко ориентировать педагога на развитие психических процессов,
эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся
недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта
задача должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех
психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.
Реализация коррекционно-развивающей задачи предполагает включение в урок
специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших
психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение
заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.
Коррекционно-развивающая:
· корригировать внимание
(произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение
объема внимания) путем выполнения…;
· коррекция и развитие связной
устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция,
орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и
активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через
выполнение…;
· коррекция и развитие
связной письменной речи (при работе над деформированными
текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
· коррекция и развитие
памяти (кратковременной, долговременной) …;
· коррекция и развитие
зрительных восприятий…;
· развитие слухового
восприятия…;
· коррекция и развитие
тактильного восприятия…;
· коррекция и развитие
мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности,
плавности движений, соразмерности движений)…;
· коррекция и развитие
мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли,
установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция
мышления)…;
· коррекция и развитие
личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля,
усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…)
Как определить
коррекционно-развивающую задачу? Педагог, планируя урок, должен задуматься: «По
каким направлениям будет проходить коррекционная работа на уроке в связи с
изучаемым материалом?». В помощь учителям рекомендуются основные направления
коррекционной работы.
Как определить
коррекционно-развивающую задачу (цель) урока?
У большинства учеников с
ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость
мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и
самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и
приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности,
как образовательного , так и коррекционно-развивающего процесса.
Активные методы обучения – это методы,
побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в
процессе овладения учебным материалом.
Так в начале урока
активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на
занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех
обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале
урока могут использоваться различные приветствия:
Когда встречаем мы
рассвет,
Мы говорим ему… (дети
хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит
свет,
Нам посылая свой… (дети
хором) ПРИВЕТ!
При встрече, через много
лет
Вы крикните друзьям…
(дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнуться вам в ответ
От слова доброго… (дети
хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям…
(дети хором) ПРИВЕТ!
Для активизации
деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и
приёмы обучения:
- использование
сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен
плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).
Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут
использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся,
выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их
заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
- использование вставок
на интерактивную доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания
кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе
выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на
доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание
лучше других.
- использование
картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, развития
зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса,
развития связной речи.
- активные методы
рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают
самоанализ деятельности и её результатов. Активные методы позволяют эффективно,
грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу.
Приведу пример
рефлексивного приема «Солнышко и туча».
Цель: выявить уровень
удовлетворенности своей работы на уроке учащимися.
Проведение: каждый ученик
подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него опасения были
напрасны.
Оценка результата:
преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был
плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
Наглядность материала
повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся –
зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Доказано, что человек
запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и
слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и
запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной
презентации. Использование мультимедийной презентации открывает большие
перспектива для:
- повышения интереса
учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания;
- создание
доброжелательной атмосферы, активного творческого труда;
-смены форм деятельности,
учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;
- стимулирования
познавательного мышления учеников;
- наглядных методов
обучения, использование игровых моментов в обучении.
Мультимедийная
презентация помогает учителю в реализации учебной задачи. Так, например, при
написании изложения младший школьник часто испытывает затруднения: запомнить
последовательность событий, воспроизвести письменный пересказ. И совсем другое
дело, когда учитель знакомит с изложением, проводит предварительную подготовку
к нему через мультимедийную презентацию. Свой опыт работы я представила на
сайте http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/01/12/izlozhenie-3-klass-puteshestvennitsa-prezentatsiya
В компетенции учителя,
работающего с детьми с ограниченными возможностями, входит знание
психологических и возрастных особенностей обучающихся. Игра является ведущей
деятельностью дошкольника, и значит, младшего школьника легче включить в
учебную деятельность через игровые методы и приемы. Одним из ведущих
инструментариев учителя начальных классов является дидактическая игра.
Дидактическая игра
отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех
учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для
некоторых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, дидактические игры
могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Игровые
действия, при помощи которых решаются те или иные умственные задачи,
поддерживают и усиливают интерес к изучаемому предмету, помогают преодолевать
трудности в овладении данного предмета. Разнообразие дидактических игр
позволяет их использовать на всех этапах урока в рамках любого преподаваемого
урока. Приложение 2.
Такая работа должна
рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития
ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью
развития памяти и других познавательных процессов. Сочетая предметное,
метапредметное, личностное, коррекционное и развивающее направления, опираясь
педагогические методы и приемы, учитель организует коррекционно-образовательный
процесс и управление познавательной деятельностью. Используя простые игровые
приемы в работе с обучающимся с ограниченными возможностями, мы даем
максимально возможную работу по «добыванию» знаний.
Заключение
Таким образом, для
внедрения инклюзивной среды в общеобразовательное учреждение необходимо создать
условия организации инклюзивной практики, использовать основные принципы
коррекционной работы с детьми с ОВЗ, подобрать педагогические кадры, обладающие
необходимыми характеристиками, учитывать особенности построения современного
урока для обучающихся с ОВЗ. Работа педагогического коллектива в
общеобразовательной организации должна быть направлена на достижение главной
цели, указанной в ФГОС НОО ОВЗ: социализация детей и адаптация их в
самостоятельной жизни.
Приложение 1
Пример должностной
инструкции тьютора
Должностная инструкция
тьютора
(педагога сопровождения детей с особыми образовательными потребностями)
"____"_______________20_____ г.
№____
1.
Общие положения
1.1. Тьютор относится к
категории специалистов.
1.2. На должность тьютора
назначается лицо, имеющее педагогическое образование, квалификационную
категорию и специальную курсовую подготовку ( не менее 72 часов).
1.3. Освобождение от
должности производится приказом руководителя образовательного учреждения.
1.4. Тьютор подчиняется
руководителю образовательного учреждения и курирующему работу тьюторов
заместителю руководителя образовательного учреждения в полном объеме, членам
администрации в соответствии с их полномочиями.
1.5. В своей деятельности
тьютор руководствуется:
- нормативными
документами по вопросам выполняемой работы;
- методическими
материалами, касающимися соответствующих вопросов;
- уставом
образовательного учреждения;
- приказами и
распоряжениями руководителя образовательного учреждения;
- правилами трудового
распорядка;
- положением об
инклюзивном классе;
- настоящей должностной
инструкцией.
1.6. Тьютор должен знать:
- Конституцию Российской
Федерации (РФ);
- законы РФ,
постановления и решения Правительства РФ и региональных органов управления
образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся;
- педагогику,
педагогическую психологию, принципы дидактики, достижения современной
психолого-педагогической науки и практики;
- основы физиологии и
гигиены, экологии, экономики, права, социологии;
- законы РФ,
постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по
вопросам образования;
- Конвенцию о правах
ребенка;
- принципы дидактики;
- основы педагогики и
возрастной психологии;
- общие и частные
технологии преподавания;
- методики владения и
принципы методического обеспечения учебного предмета или направления
деятельности;
- систему организации
образовательного процесса в ОУ.
1.
Должностные обязанности
2.1. Соблюдает права и
свободы обучающихся, определенные Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным
законом "Об образовании в Российской Федерации", уставом школы,
другими локальными актами, регламентирующими деятельность учащегося в
образовательном процессе.
2.2. Обеспечивает охрану
жизни и здоровья учащихся наравне с классным руководителем в период нахождения
ребенка в образовательном учреждении.
2.3. Соблюдает
санитарно-гигиенические требования на уроке и во внеурочное время.
2.4. Обеспечивает учебную
дисциплину и контролирует режим посещения подопечными учебных занятий в
соответствии с расписанием.
2.5. Активно
взаимодействует со школьным психологом, логопедом, дефектологом, медицинскими
работниками, учителями-предметниками, классным руководителем и другими
специалистами.
2.6. Осуществляет
организационную и методическую помощь учителю в обучении детей с особыми
образовательными потребностями в инклюзивном классе.
2.7. Согласовывает
образовательную деятельность учащихся с учителями.
2.8. Для выполнения
образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения,
соответствующие уровню подготовки учащихся с особыми образовательными
потребностями и согласованные с учителями и родителями детей.
2.9. Помогает
адаптировать учебные программы под соответствующие образовательные возможности
учащихся с особыми образовательными потребностями.
2.10. Осуществляет
индивидуальное обучение учащихся с особыми образовательными потребностями в
соответствии с учебной программой класса в случаях, когда обучение учеников в
классе временно невозможно.
2.11. Осуществляет связь
с родителями (законными представителями), оказывает им консультативную помощь,
информирует (через учителя или лично) о ходе и перспективах освоения предметных
знаний учащимися.
2.12. Аккуратно,
систематически работает со школьной документацией в соответствии с требованиями
образовательного стандарта, на основе положения о классах инклюзивного
обучения.
2.13. При необходимости
ведет коррекционно-развивающую работу, принимает участие в педагогических
консилиумах, педсоветах.
2.14. Участвует в работе
м/о по повышению методического мастерства, в разработке методической темы,
проведении семинаров и др.
2.15. Систематически
повышает свою квалификацию путем самообразования и курсовой подготовки не реже
одного раза в 5 лет.
2.16. Соблюдает правила и
нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
III. Права
Тьютор имеет право:
3.1. Участвовать в
управлении школой через общественные органы управления в порядке, определяемом
уставом учреждения.
3.2. Защищать свою
профессиональную честь и достоинство.
3.3. Выбирать формы,
методы, приемы обучения и воспитания (в соответствии с государственным
образовательным стандартом, концепцией развития класса инклюзивного обучения).
3.4. Вносить предложения
по совершенствованию образовательного процесса, режима работы школы, улучшению
сотрудничества с родителями.
3.5. Присутствовать на
родительских собраниях, на занятиях других учителей.
3.6. Аттестоваться на
добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее
в случае успешного прохождения аттестации.
3.7. Иметь установленный
в начале учебного года объем учебной нагрузки, который не может быть уменьшен в
течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев
сокращения количества часов по учебным планам и программам, а также количества
классов.
3.8. Пользоваться
оплачиваемым удлиненным отпуском продолжительностью____ календарных дней.
3.9. Иметь персональную
разовую надбавку из накопительных средств социальной поддержки работников
образования системы ЦОУО ДО.
3.10. Требовать от
руководства образовательного учреждения оказания содействия в исполнении им его
должностных обязанностей и прав.
1.
Ответственность
Тьютор несет
ответственность:
4.1. За ненадлежащее
исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных
настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым
законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения,
совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах,
определенных административным, уголовным и гражданским законодательством
Российской Федерации.
4.3. За причинение материального
ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством
Российской Федерации.
4.4. Несет персональную
ответственность за качество преподавания, реализацию в полном объеме требований
государственного образовательного стандарта.
4.5. Несет
ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебно-воспитательного
процесса согласно инструкции по технике безопасности.
4.6. Несет персональную
ответственность за качественное и своевременное ведение необходимой
документации.
Приложение 2
Дидактические игры,
используемые при обучении детей с ОВЗ
1.
Дидактические игры на уроках русского языка:
- Игра «Покупка слова». У
учителя должны быть готовые, красиво оформленные пустые карточки, куда он будет
вписывать новое словарное слово. «Платежом» могут быть разнообразные задания:
например, подбери пять прилагательных или глаголов к этому существительному;
укажи у этого существительного склонение, род….; разбери это слово по составу,
используя буквы этого слова, придумай новые и др. Например, словарное слово:
кабинет. Кто больше произвел операций со словом, тот и «покупатель» слова. («Я
могу у этого слова указать род: м.р.», «я к м.р. могу добавить число: ед. ч»,
«Я к ед.ч. могу добавить…», «Я к этому существительному могу подобрать два/три
прилагательных/глагола», «Я могу по составу разобрать это слово….»). Игру
ограничиваем временем, которое учитель обычно использует для
словарно-орфографической работы на уроке.
- Синтаксическая игра.
В задуманном предложении
сказуемое такое же, как в предложении: Наступила на камень.
Подлежащее такое же, как
в предложении: Осень - прекрасная пора.
(Ответ: Наступила осень.)
1.
Дидактические игры на уроках литературного
чтения:
- Игра «Остатки –
сладки». (чтение текста с неполными словами)
В старом заброшенном доме
жила Мышка-буквоедка Фрося. Она очень любила
Грызть книжки, которые
лежали на полке… Как-то мышка нашла вкусную книжку, но так как она уже была
сыта, то, подобно малышу, который из булочки выковыривает и ест только
изюминки, выгрызла не всё, а то, что она посчитала вкусным. Потом Фрося бросила
книжку и убежала в норку. Давайте посмотрим, что за текст нам оставила
мышка-буквоедка.
Ёжик Пошёл тём... ночью
серый ёжик по ле... гулять. Уви... красную клюквин... и наколол на серую
иголоч... Уви... жёлтые лис... и тоже нако... .
- Чтение с наращиванием.
«Лесенка»
Для расширения поля
зрения подбираются столбики слов с наращиванием букв слева или справа:
он мо
сон мор
слон море
склон моряк
поклон морячка
ход хитрость
поход схитрить
восход исхитриться
переход перехитрить
- Ребусы: по2л, ви3на,
с3ж, 7я.
- Составь слова из букв:
Т О П (сор, пот, спорт,
тир, порт, ропот, рис, пир)
И С Р
- Найди начало и конец
слова
РУ ДЫ ШИ ШИ