07.11.2018
Давайте вспомним самое приятное
воспоминание из нашего далекого детства. Что приходит сразу? Конечно же, мамины
теплые руки, и любимый зайчик (плюшевый мишка, кукла, паровозик и т. д. -
у каждого свое). Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо
без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать
окружающий мир, учат общаться и познавать себя.
Именно с игрушками у
большинства нас ассоциируется детство. Но, не только личной ценностью обладает
всякая игрушка, она ещё и обладает ценностью общечеловеческой, т. к.
представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того,
для ребенка нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более
веселого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек нужно
очень серьёзно.
К 2-3-м годам малыш потихоньку начинает
усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может
наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому
необходимо расширять набор детских игрушек кукольной посудой и
мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой.
Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите
ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку
легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как
эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у
ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина,
большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и
всевозможные пирамидки, различные конструкторы. Эти игрушки сами
подсказывают ребёнку, как с ними действовать. В этот период также нужно вводить
в жизнь ребенка различные настольно-печатные игры.
Ближе к 4-5-ти годам огромный интерес у
ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, роботов,
зверушек. Ребёнок начинает создавать с ними различные варианты игр. В целом, в
этом возрасте ребенку уже доступны все виды игрушек: и куклы, и
строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности,
и различные технические игрушки. Также в данный период игровые предпочтения
начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают оружие и
машинки, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других
продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото.
Далее к 6-ти годам у ребёнка просыпается
интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые
позволяют ему что-нибудь смастерить своими собственными руками.
При всем при этом существует очень
важная группа игрушек - это предметы-заместители. Так как все
перечисленные выше игрушки можно отнести к так называемым
"готовым формам", то есть в этих игрушках уже заложено
функциональное назначение, так как изготовлены они фабричным способом.
Предметы-заместители же не имеют конкретного функционального назначения, да и
вообще включают в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а
точнее - мусор. Но, в то же время для ребёнка это наиценнейший материал для
развития воображения и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки,
коробочки, обрубки дощечек или палочек, обломки чего-нибудь и т. д.
Целесообразно введение этих предметов
в игру детей с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие
активной речи, а предметы-заместители ставят ребенка перед
необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому
или иному предмету словом. А за счет введения воображаемой ситуации "как
будто", предметы-заместители способствуют и расширению жизненного
пространства.
И тем более, не надо тратить весь семейный
бюджет на игрушки любимому чаду, запомните правило: игрушки надо
выбирать, а не собирать. Игрушек не должно быть много. Да и, включив
фантазию при желании можно сделать для своего ребенка своими руками
такие игрушки, которые и выглядеть для ребенка будут не менее
красивыми и ценными, чем купленные в магазине.
Помните, что все, кроме
любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили,
что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас
просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление
вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка. И ещё один
совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с
множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и
страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери!
Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему
совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите
его в магазин и делайте ему праздник.
Если вы хотите купить своему ребёнку
новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами.
Игрушка
должна быть:
1) Безопасной (просмотрите качество
изготовления, материал из которого она сделана)
2) Эстетичной на вид
3) Соответствовать возрасту
4)Многофункциональной (чем больше
действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это
не касается погремушек для малышей)
Есть поговорка "Нельзя
всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые,
как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим
детям радость не только в день рождения или в Новый год, но и просто так, от
хорошего настроения.