03.09.2020
Совместная деятельность взрослых и детей – деятельность
двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по
решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она
отличается наличием партнерской
(равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации(сотрудничество взрослого и детей,
возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе
образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной,
подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.
Совместная деятельность возможна в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Воспитатель вовлекает детей в познавательно-игровую деятельность,
демонстрируя собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться
к уже возникшей деятельности детей, направляя ее изнутри как равный партнер.
Важно сохранять баланс инициатив детей и взрослых.
Ключевые признаки
совместной деятельности взрослых и детей:
ü соблюдение баланса инициатив взрослого и детей
ü ребенок – не объект воздействия взрослого-учителя, а субъект
взаимодействия со взрослым
ü создание условий для инициативы, активности детей
ü дети должны действовать, предлагать, высказывать идеи, делать
выводы, выбирать, обсуждать, рассуждать, искать ответы, участвовать в
планировании, сотрудничать со взрослым и с со сверстниками
ü использование к детям открытых (предполагающих обсуждение)
вопросов, способствующих диалогу, обсуждению, рассуждению, совместному поиску
ответов, совместному планированию
ü использование проблемных вопросов, решение проблемных задач и
ситуаций
ü взрослый поощряет, инициирует, поддерживает незапланированные
вопросы и ответы детей
ü допускается «деловой шум»
ü обсуждаются допустимые нормы поведения; вырабатываются, принимаются
и соблюдаются правила поведения
ü контроль и оценка результатов идут от взрослого и от детей; оценка
должна быть содержательной, поддерживающей, позитивной, оптимистичной,
ориентированной на дальнейшие достижения
ü тема находит отражение в предметно-развивающей среде (в центрах
активности, различных уголках, оформлении группы)
ü не ограничена временными рамками; привязана к теме нескольких дней,
недель
ü от воспитателя требуется гибкость, он может выполнять разные роли:
играющий партнер, организатор, координатор, учитель и др.
ü родители – активные участники совместной деятельности взрослых и
детей
Формы совместной деятельности
·
игры (сюжетно-ролевые,
игры-фантазирования, дидактические, подвижные, спортивные, игры-путешествия,
строительные и др.)
·
игровые упражнения, тренинги,
этюды
·
игровые образовательные
ситуации с игрушкой-персонажем, дидактической куклой
·
решение проблемных ситуаций
·
беседы, общение по поводу…,
разговор
·
чтение детям, обсуждение
прочитанного
·
словотворчество (составление,
придумывание рассказов, историй; сочинение сказок, загадок, поэтических
четверостиший и т.п.)
·
театрализованная деятельность
·
музицирование, пение, хореография
·
развлечения, досуги,
праздники
·
рассматривание различных
объектов
·
просмотр видеоматериалов и
слайд-программ
·
слушание аудиозаписей
·
наблюдения за объектами и
явлениями
·
целевые прогулки, экскурсии;
«заочные» экскурсии и путешествия
· экспериментирование, исследования,
опытническая деятельность
·
коллекционирование
·
моделирование
·
песочная игротерапия
·
проектная деятельность
·
хозяйственно-бытовой труд
·
мастерские; продуктивная
деятельность (лепка, аппликация, конструирование, рисование, ручной труд)