09.10.2020
Каждая образовательная
область основана на какой-либо детской деятельности и направлена на её
развитие.
Коммуникация является центральным понятием области
«Познание». Образовательная область «Коммуникация» направлена на достижение
целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с
окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие
свободного общения со взрослыми и детьми;
-
практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- развитие
всех компонентов устной речи детей в различных видах
детской
деятельности.
При этом речь выступает одним из важных средств
коммуникации. Наиболее сложную форму речевой деятельности представляет собой
связная речь.
Работа по формированию связной монологической речи-
это обучение детей рассказыванию. Она, как известно, проводится по двум
направлениям:
· обучение
пересказу;
· обучение
составлению рассказов.
В содержание работы по формированию связной речи
включается подборка технологий, используемых в ДОУ в соответствии с
направлением коррекции. Изучив систему работы различных авторов по обучению
детей рассказыванию, мы предлагаем следующий порядок работы:
- пересказ
рассказа по наглядному действию;
- рассказ по
следам наглядного действия;
- пересказ
рассказа с использованием фланелеграфа;
- пересказ
рассказа по серии сюжетных картинок;
- пересказ
рассказа по сюжетной картине;
- рассказ по
сюжетной картине.
Пересказ – более лёгкий вид монологической речи. Это в какой то степени
отраженная речь с известной долей самостоятельности. При работе над текстом
произведения можно порекомендовать следующие игры и упражнения:
С использованием зрительной опоры
1. Разложить
в логической последовательности перемешанные иллюстрации к произведению.
(демонстрация дидактического материала)
2. Выделение
из текста фраз к каждой картинке. (демонстрация дидактического материала)
3. Раздать
картинки детям и предложить вставить их на демонстрационное полотно в нужный
момент коллективного рассказа. (демонстрация дидактического материала)
4. Лексико-
грамматические упражнения о тексту произведения:
- выделение и проговаривание детьми признаков и
действий предмета
из текста (Нпр: рассказ М Пришвина
«Дятел», дятел – умный,
находчивый, трудолюбивый, пёстрый);
- использование упражнения «Потерялись слова» ( третье
чтение
рассказа с пропуском слов, предлогов,
окончания предложения);
- распространение предложений с использованием
упражнения
«Волшебная цепочка» (Нпр: педагог говорит
короткое предложение,
первый ребенок дополняет это
предложение ещё одним словом,
следующий повторяет полученное новое
предложение, добавляя
своё новое слово).
*Птенчик махал крылышками –
маленький птенчик махал- крылышками - маленький птенчик беспомощно махал
крылышками.
- использование проблемных вопросов педагога,
требующих полных
сложноподчиненных предложений с опорой на
текст;
(Нпр: Почему говорят, что грачи открыли
весну?
Говорят,
что грачи открыли весну, потому что они
возвращаются
с зимовки самыми первыми.)
- дети задают вопросы по содержанию произведения, а
отвечает
педагог.
Зрительной опорой при пересказе могут быть не только иллюстрации к произведению, но
и:
1. Предметные
«живые картинки», которые помогают демонстрировать действия персонажей на
фланелеграфе с отработкой пространственных ориентиров и предложно - падежных
конструкций (демонстрация дидактического материала к сказке «Кот, петух и
лиса»)
2. Набор
силуэтных (черно-белых) изображений персонажей. Моделирование сюжета.
(демонстрация дидактического материала к рассказу «Три котёнка»)
3. Символы
и пиктограммы, опорные схемы
(демонстрация дидактического материала к сказке
«Лиса и журавль»)
В основу обучения пересказу с использованием опорных
схем положен единый алгоритм структуры занятия, который представлен в учебно-
методическом пособии Л.В.Лебедевой, И.В.Козиной «Конспекты занятий по обучению
детей пересказу с использованием опорных схем»
В виде вербальной (речевой) опоры при пересказе небольших
произведений может быть представлен:
а) деформированный текст с последующим
восстановлением;
б) рассказ в прошедшем времени с последующей заменой
рассказа от первого
лица рассказом от третьего
лица.
Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и
базируется на овладении навыкам пересказа.
Для активизации внимания, зрительного восприятия и
памяти при освоении рассказов по картине рекомендуем
проведение следующих игровых упражнений:
(демонстрация наглядного дидактического
материала)
1. «Кто
больше увидит?» (Нпр: назвать предметы указанного цвета и назначения);
2. «Кто
лучше запомнил?» (Нпр: вспомнить, какие действия выполняют разные персонажи
картины);
3. «Кто
самый внимательный?» (Нпр: закончить предложение, начатое педагогом, по смыслу
содержания картины).
Для формирования навыков грамматически правильной
речи, обогащения словарного запаса можно предложить следующие виды упражнений:
- составление предложений по опорным словам (Нпр:
выросла, опушка,
ель, лес);
- восстановления цепочки событий по
глаголам;
- после составления ребенком предложения
коллективное его
распространение по цепочке с
помощью синонимов родственных
слов (Нпр: На опушке леса
выросла ель – На опушке леса выросла
стройная, высокая, красивая
ель ).
При связном рассказывании важна логика изложений, поэтому одно из направлений работы – это установление последовательности в ходе игр с сериями сюжетных картинок:
а) педагог читает сказку, рассказ и предлагает
отобрать из всех картинок только те, которые иллюстрируют данный рассказ, при
этом используется метод «ошибки» педагога.
(демонстрация наглядного дидактического материала)
б) восстановление порядка картинок по памяти на
следующий день после чтения текста.
в) восстановление места пропавшей картинки в ряду
других, при этом картинки сдвинуты друг к другу.
г) найти ошибку в чтении текста через правильный
порядок картинок.
Очень полезно формировать у детей умение узнавать
образцы связной речи через образцы аудиозаписи рассказов педагога.
При этом применяются следующие упражнения:
а) сопоставление связного рассказа и набора слов из
этого рассказа (рассказ полный и неполный об одном и том же)
б) сопоставление рассказа и предложений из него в
измененной последовательности. (Нпр: Книга порвалась. То, что осталось, я
склеила. Послушайте, хорошо ли получилось.)
в) сопоставление полного рассказа и рассказа, в
котором подлежащие заменены местоимениями. (Нпр: Он жил в доме, в котором на
первом этаже располагался зоомагазин. Когда она приводила его из детского сада,
он сразу бежал в него. Особенно ему нравились они … - «Почему рассказ получился
непонятным? Надо заменить слово на подходящее по смыслу.)
При работе над рассказами – описаниями
предметов закреплять и развивать речевые навыки можно в ходе игровых
заданий:
1. Упражнения
на узнавание предметов по описанию, в которых применяются приемы работы с
загадками с использованием описания разными словами одного и того же объекта. (
Нпр: Загадка о собаке. «Как вы догадались?» Затем предлагается другая загадка о
собаке)
2. Упражнения
над описательными рассказами типа загадок. Сначала даются общие признаки. Затем
все более специфические:
- «Я загадаю животное. Оно на
четырёх лапах»;
- «Оно на четырёх лапах и
питается мясом?» « Кто это?»
- « У него сильные лапы с
длинными когтями и длинный хвост»
- « На конце хвоста
кисточка» ( ЛЕВ )
Рассказы
по представлению ( из личного опыта )
(Составление рассказа «Как мы лепили снеговика» с
демонстрацией наглядного дидактического материала):
- при выполнении детьми действий фиксируется их
последовательность;
- после прогулки восстанавливаем последовательность
действий с помощью
составления опорных схем. Используются
провокационные вопросы
педагога;
- рассказывание по опорным схемам
При составлении творческих рассказов (по
воображению) можно предложить следующие варианты заданий:
1. После
пересказа сказки «Хвосты» детям предлагается составить творческий рассказ с
введением в сюжет новых действующих лиц (корова, петух и т.д ).
2. При
пересказе сказки «Пряничный домик» на отдельном занятии детям предлагается
составить пересказ от первого лица.
3. Игра-упражнение
«Угадай – ка» с использованием многофункциональной картины, в которой фрагмент
закрывается экраном. Педагог называет место действия на закрытой части (Напр:
«Здесь каток, там изображение – горка»). Дети высказывают догадки о возможных
персонажах и их действиях. Затем экран убирается и дети составляют по данному
фрагменту рассказ – описание.
(демонстрация наглядного дидактического материала)