09.11.2020
В последнее время мы все
чаще слышим тезисы о модернизации системы образования, о приоритетности
повышения эффективности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка,
повышением его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной
подготовленности.
Большая доля ответственности
перемещается на педагога, ведь родители, занятые работой, часто не являются
положительным примером здорового образа жизни и не учат его быть грамотным
созидателем своего здоровья.
Поэтому мы решили наиболее рационально организовать двигательную
деятельность детей во время их выхода на воздух, сделав одну из регулярных
прогулок прогулкой с повышенной двигательной активностью.
Прогулка с повышенной двигательной
активностью необходима для полноценного
физического развития и укрепления здоровья детей. Организация различных
физических упражнений, подвижных игр оказывает положительное влияние на
эмоциональное состояние детей, способствует развитию важнейших систем
организма. Практика подтвердила необходимость начинать проводить ППДА (прогулку
с повышенной двигательной активностью) уже с детьми младшей группы, потому что
именно с этого возраста мы закладываем фундамент их здорового образа жизни.
Организуя такую прогулку необходимо соблюдать
ряд требований, так как ППДА имеет свои отличительные от обычной прогулки
особенности.
Прогулки
с повышенной двигательной активностью должны включаться в план
воспитателя группы в утреннее или вечернее время, в дни, когда нет в расписании
занятий по физической культуре. Воспитатель по физической культуре помогает
составить годовой план-график ППДА, в содержание которого входят разновидности
ходьбы и бега, основные виды движений, игры и
их распределение по неделям.
Началом прогулки может быть мини-поход по территории детского сада, ходьба змейкой
между деревьями за воспитателем, переходящая в медленный бег. Во время прогулки
с повышенной двигательной активностью обязательно должны чередоваться различные
виды деятельности: более интенсивные упражнения чередуются с менее
интенсивными, что позволяет поддерживать высокую работоспособность детей на
протяжении всей прогулки. Например, медленный бег сменяется игрой, игра –
упражнением в основном движении и т.д.
Одна из особенностей прогулки с повышенной двигательной
активностью заключается в том, что используемые ОРУ с детьми проводятся не
подряд, а в различных частях прогулки. Например: во время мини – похода можно
выполнить упражнения для рук (хлопки, круговые вращения), медленный бег
чередовать с прыжками. Такое выполнение ОРУ экономит время и делает прогулку
более динамичной, что особенно важно в
холодный период года.
Другая особенность состоит в том, что во время
прогулки есть место и время для обучения
детей спортивным играм и упражнениям: прыжкам через скакалку, ходьбе на лыжах,
скольжению по ледяным дорожкам, элементам баскетбола, футбола, хоккея и
закрепления других упражнений, ранее изученных на физкультурных занятиях.
Вся прогулка с повышенной двигательной
активностью регулируется по времени и форме проведения в зависимости от
возраста детей, состояния здоровья, их подготовленности, от погодных условий,
наличия оборудования, участка или
спортивной площадки.
Время прогулки с повышенной двигательной
активностью надо определить так,
чтобы сразу после прогулки дети могли
вернуться в группу, переодеться и вновь выйти погулять, либо остаться в
помещении. Все это регулирует воспитатель в зависимости от погодных условий и
времени года. Так в холодное время года целесообразнее такую прогулку
организовать за полчаса до ухода в помещение.
Длительность прогулки с повышенной
двигательной активностью должна быть не
менее того времени, которое отводится в
соответствии с возрастом на занятие (
младшая группа – 15-20 мин., средняя – 20 –25 мин., старшая – 25-30 мин.,
подготовительная – 30-35 мин).
Структура прогулки с повышенной двигательной
активностью соответствует структуре физкультурного занятия и состоит из
вводной, основной и подготовительной частей. Цель вводной части: способствовать
организации детей, созданию настроения. Основная часть должна повышать
функциональные возможности организма детей, развивать силу, быстроту,
выносливость.
Во время прогулки с повышенной двигательной
активностью постоянно необходимо напоминать детям о правильном дыхании, следить
, чтобы дыхание сочеталось с движением тела. Постоянное чередование потоков
холодного и согретого воздуха при прохождении через носовые пазухи являются
хорошим закаливающим средством.
При определении формы одежды нужно учитывать
индивидуальные особенности детей:
закаленным можно облегчить одежду, после болезни в более теплой одежде.
Временно освобожденные после болезни дети привлекаются воспитателем во время п
/игр и игр – эстафет в качестве помощников и судей. Зимой ходьба на лыжах
организуется вместо основных видов
движений. Если временно нет условий для
таких занятий ( не выпал снег и т.п.) проводится прогулка, в которой
используются наиболее полюбившиеся детям игры и упражнения.
Систематическое и интересное проведение таких прогулок под
руководством воспитателя в течение всего года укрепят здоровье детей, улучшат
физическую подготовленность и повысят функциональные возможности организма.