01.09.2020
Уважаемые родители
(законные представители),
предлагаем вашему
вниманию информацию об организации
в нашем детском саду
процесса обучения и воспитания
детей-инвалидов и
обучающихся
с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ)!
Инклюзивное (франц. inclusif —
включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное
образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с
особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. В основу инклюзивного
образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей,
которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия
для детей, имеющих особые потребности. Инклюзивное образование — процесс
развития общего образования, который подразумевает доступность образования для
всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает
доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Цель: инклюзивного образования ДОУ: Создание в
ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями
здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на
полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся
сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
1.Создать условия для
совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и
нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным
образовательным маршрутам.
2.Обеспечить
подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в
развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики,
владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
3.Способствовать
формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения
к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1.
Ценность
человека не зависит от его способностей и достижений;
2.
Каждый
человек способен чувствовать и думать;
3.
Каждый
человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.
Все
люди нуждаются друг в друге;
5.
Подлинное
образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.
Все
люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.
Для
всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут
делать, чем в том, что не могут;
8.
Разнообразие
усиливает все стороны жизни человека.
Самые
распространенные вопросы.
Многие
родители с подозрением и настороженностью относятся к инклюзивному образовании.
Они задают одни и те же вопросы:
Что будет дальше с этими «особенными»
детьми? Всё равно они не будут такими, как все. Так зачем, тогда все это?
Особый ребенок вполне
может успешно общаться в детском саду, закончить школу, поступить в институт и
получить профессию, но дается ему это гораздо труднее, чем обычному ребенку. Мы
не можем заранее, знать удастся ли особенному ребенку развиться до такой
степени, что бы окружающие считали его «таким как все». Но мы можем и должны
дать ему шанс! Ребенок ходит в детский сад, т.е. живет, как и большинство
дошкольников, и все это ценно само по себе.
В детском саду, есть образовательные
занятия, дисциплина, «особенному» ребенку, будет очень сложно. И я не вижу
пользы от общения моего ребенка с «особенным»?
Часто особенные дети
интеллектуально вполне могут справиться с программой. Для них сложнее научиться
взаимодействовать и общаться. Для дошкольников еще нет разницы особенный перед
ними сверстник или нет. Они взаимодействуют, помогают, играют, с «особенными
детьми», так же как и с обычными. За время нашей работы мы убедились в том, что
отношение детей к особенностям друг друга в большой степени зависит от
отношения взрослых к особенностям детей.В дальнейшем в школе, у «особенных
детей» больше шансов на то, что их не будут обижать другие дети. А обычные дети,
будут добрее, у них будет более развито чувство сострадания. Они не будут
насмехаться, всегда будут готовы придти на помощь.
Воспитатель больше внимания уделяет
«особенным» детям тратит на них больше времени, в итоге страдают нормальные
дети, они недополучают внимания и знаний.
Особых детей не должно
быть больше 1-2х человек в группе, тогда для остальных будет только полезен этот
опыт, всё зависит от позиции воспитателя. Наряду с этим, в нашем детском саду к
«особенным» детям прикреплен психолог. Всегда помимо воспитателя
присутствует человек, готовый прийти на помощь «особенному» ребенку.
Не влияет ли негативно на обычных
детей их совместное пребывание с проблемными «особенными» детьми?
Ребенок будет
взрослеть, и ему придется встречаться со всякими детьми и взрослыми, и он
должен уметь общаться с ними. Уходя из детского сада в школу, он должен вынести
отсюда не только начальные знания, но и социальные навыки общения и
взаимодействия с людьми. Проблемных детей становиться все больше, поэтому они
встретятся обычному ребенку в любой школе. Наконец наша страна увидела эту
проблему и стали ее решать, а не делать вид, что проблемы не существует.
Если нам не удалось
убедить Вас в важности инклюзивного образования, и у Вас остались вопросы, мы с
радостью ответим на них.
Об обучении
детей-инвалидов и детей с ОВЗ
в МБДОУ «Детский
сад №4 «Родничок».
В нашем детском саду
совместно обучаются дети-инвалиды, дети с ОВЗ и дети, не имеющие особых
образовательных потребностей.
Для всех обучающихся
созданы вариативные формы получения дошкольного образования:
созданы группы
различной направленности, в том числе:
1 группы комбинированной
направленности— 19 детей из них 1 ребёнок с ОВЗ,
8 группы
общеразвивающей направленности – 208 детей.
Статистическая информация
о численности детей с ОВЗ и инвалидностью
в МБДОУ «Детский сад №4 «Родничок»
Учебный год |
Общая численность детей в МБДОУ |
Дети, не имеющие особых
образовательных потребностей |
Дети ОВЗ |
Дети-инвалиды |
2018 - 2019 |
216 |
213 |
2 |
1 |
2019 - 2020 |
217 |
215 |
1 |
1 |
2020 -2021 |
227 |
225 |
1 |
1 |
Изменение представления государства и
общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке
практической задачи максимального охвата образованием всех детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В детском саду созданы следующие условия: кадровые —
1 педагог-психолог:
- диагностирует уровень
импрессивной и экспрессивной речи;
- составляет индивидуальные планы
развития;
- проводит индивидуальные занятия
(постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их
автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь),
подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
1 учитель-логопед:
- диагностирует уровень
импрессивной и экспрессивной речи;
- составляет индивидуальные планы
развития;
- проводит индивидуальные занятия
(постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их
автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь),
подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
- консультирует педагогических
работников и родителей о применении логопедических методов
и технологий коррекционно-развивающей работы;
1 музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое
воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и
физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
- Использует на занятиях элементы
музыкотерапии и др
1 инструктор по физической культуре:
- Осуществляет укрепление здоровья детей;
- Совершенствует психомоторные способности
дошкольников.
Воспитатель:
- проводит занятия по продуктивным
видам деятельности (рисование, лепка,
- конструирование) по подгруппам и
индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность
детей;
- воспитывает культурно-гигиенические
навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу
с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций
специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающих
технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики
В МБДОУ СОЗДАНА
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
В учреждении
оборудованы просторные групповые комнаты, включающие игровую, познавательную обеденную
зоны. При организации образовательного пространства воспитатели и специалисты
нашего детского сада руководствуются следующими принципами:
Ø информативность,
Ø вариативность,
Ø полифункциональность,
Ø трансформируемость,
Ø интегративность.
В МБДОУ воспитательно-образовательный процесс подчинен коррекции имеющихся нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, становлению их личности: развитию его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физической), креативности, инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки. В детском саду грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда для соответствующего возраста детей, которая меняется в соответствии с сезоном и темой познавательной деятельности. Большое место отводится и для свободной самостоятельной художественной деятельности, в ДОУ имеются крупные постройки-модули, раскладные домики, различные пособия для развития фантазии, творчества и движений. В каждой группе создано прозрачное зонирование и оборудованы коррекционно-релаксационные пространства: центр воды и песка; творческий центр, где проводится арт-терапия и спектакли; научный центр для опытно-экспериментальной деятельности; центр литературы; центр двигательной активности и др. Созданная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ помогает ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться здоровой, творчески способной личностью. Наличие музыкальных, театральных зон, уголков изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей детей, а также коррекции имеющихся эмоционально-личностных проблем. Для развития оптимальной двигательной активности детей музыкальный и физкультурный зал оснащен:
- спортивными
модулями для создания различных комбинаций;
- имеются
музыкальные инструменты;
- нестандартное
физкультурное оборудование;
- атрибутами для подвижных игр
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
12.01.2022
Просмотров всего: , сегодня: