01.02.2021
Консультация
для воспитателей МБДОУ
«Формирование
основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»
С.Н.
Никитина
старший воспитатель
В
проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего
образования основным направлением является создание условий развития ребёнка,
открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного
развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами
деятельности. Одним из условий для полноценного развития подрастающего
поколения является воспитание физически здорового ребенка. Решение этой задачи
неразрывно связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья ребенка.
"Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов
личности" ( статья 1.Закона Р.Ф.от 5 марта 1992г.№ 2446-1)
Любая
общепринятая норма поведения должна быть осознана и принята человеком - только
тогда она станет действенным регулятором его поведения. Дети являются уязвимым
звеном общества. Из-за отсутствия опыта и небольшого багажа знаний. И ещё,
учитывая возрастные особенности, они являются самыми любознательными.
Повышенная ответственность педагогического коллектива за полноценное развитие,
эмоциональное благополучие и жизнь каждого ребёнка потребовала работы в данном
направлении.
Ситуация
в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не
только в улучшении условий сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске
эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном
сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с
общественными организациями. Тем самым обеспечивается снижение социальной
дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение и снижение последствий
возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения дошкольников.
Воспитание
такой культуры предполагает овладение навыками корректного поведения и в
разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных
ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся
условиях, чему способствует нравственная, психологическая, коммуникативная,
экологическая и физическая готовность. Нравственное воспитание, как
основополагающий фактор становления личности дошкольника, позволит ребёнку
осознать, как свою уникальность, так и ценность любой жизни на Земле, что
влечет за собой стремление сохранить свою жизнь и окружающий мир.
Содействовать
формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в
дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности,
как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая
слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание
подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего
поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников
самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и
обитателями, техникой и пр. вызывает множество проблем, часто приводящих к
печальным последствиям.
Создавая
условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников,
необходимо содействовать овладению каждым ребёнком навыками безопасного
поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других
видов деятельности. Не менее важно психологически подготовить ребёнка к
появлению в его жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент
сконцентрироваться и принять правильное решение.
Об
актуальности данной темы можно говорить много и всё будет главное. Как сберечь
здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?
Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный»,
«безопасность», мы поймём: то, что для взрослого не является проблемной
ситуацией, для ребёнка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за
маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность
ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым,
порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения
неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и
опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова:
«не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо
путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Всё это даёт обратный
результат.
Главная
цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребёнку
основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Формирование
основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных
направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим
коллективом . Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и
готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о
наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности,
прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями,
которые выступают для ребёнка примером для подражания.
С
родителями, в частности, предусмотрено проведение собраний, консультаций,
семинаров, открытых просмотров, вечера развлечений и выставок
художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.
Педагоги,
по данному направлению деятельности должны уделять внимание при
работе с детьми, начиная со II младшей группы. Цель профилактической работы по
безопасности в детском саду заключается в повышении информированности
сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.
Данная
работа ведётся через:
v
организованную
деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
v
совместную
деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и
ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
v
самостоятельную
деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Формирование
основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания
и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Организовывать её так, чтобы
детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя
защищенным от различного рода неприятностей. В групповых помещениях можно
создавать «Уголок безопасности», в оснащении которого можно
подбирать и разрабатывать дидактические игры и пособия по формированию у
дошкольников основ безопасности. Они способствуют формированию и закреплению
знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных
опасных ситуациях.
Большое
внимание необходимо уделять не только укреплению физического здоровья детей, но
и их психологическому благополучию. Дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны,
внушаемы. Организуя деятельность детей, надо заботиться о том, чтобы каждый
ребёнок эмоционально переживал успешность обучения. Для этого можно
использовать:
v Специально созданные
ситуации успеха, например, положительно подкреплять намерения ребёнка,
авансируя успех (у тебя получится, ты справишься); акцентируя на положительные
черты (ты такой внимательный).
v Широкое использование
произведений детской художественной литературы. В младшем возрасте предпочтение
отдаётся русским народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина
избушка», «Кот, петух и лиса» и др. В работе со сказками активно можно
использовать приём «переиначивания» сюжета, для того, чтобы сказочные герои
воспользовались правилами безопасности, для закрепления их детьми.
v Словесные,
театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры.
v Ежедневные «минутки
безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.
v Примеры из личного опыта
и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых.
v Организация встреч с
представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами,
милиционерами, пожарниками и т.п.).
v Показ детям последствий
неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным,
веществом и т.п.) с помощью иллюстраций.
Осознавая,
что круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в
рамках детского сада, необходимо обеспечить преемственность в вопросах воспитания
безопасного поведения детей между детским садом и семьёй.
Для
формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ можно проводить
следующие мероприятия:
v Анкетирование.
v Родительские собрания
(круглый стол, диспут, просмотр видеозаписи, организация встреч со
специалистами ДОУ и социальных служб), с целью информации о совместной работе и
стимулирования их активного участия в ней.
v Организация выставки
психолого-педагогической литературы по проблеме формирования основ ЗОЖ И ОБЖ у
дошкольников.
v Опрос детей по теме
безопасности для оформления газет и для индивидуальных бесед с родителями.
v Оформление и проведение
индивидуальных и групповых консультаций.
v Использование приёма
«домашнее задание», для закрепления знаний, полученных в детском саду по теме
«Безопасное поведение дома».
v Сбор фотоматериалов по
теме «Опасные места и предметы быта».
v Участие родителей
воспитанников на занятиях, развлечениях.
Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания. Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.