25.01.2022
Рекомендации
по упорядочению использования устройств мобильной связи в
образовательных организациях
В целях минимизации
вредного воздействия на детей устройств мобильной связи органам государственной
власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования,
общеобразовательным организациям рекомендуется:
- рассмотреть вопрос об
ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной
организации обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании
такими устройствами по состоянию здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном
диабете 1 типа и др.), а также педагогическими работниками и родителями в целях
снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию детей в связи с
использованием устройств мобильной связи;
- проводить регулярную
информационно-просветительскую и разъяснительную работу с руководителями
образовательных организаций, педагогическими работниками (в том числе через
курсы повышения квалификации с привлечением квалифицированных специалистов),
родителями (законными представителями) и обучающимися о рисках здоровью от
воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной
связи, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса
при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном
процессе; включить в метапредметные результаты основных образовательных
программ школ вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению правил
безопасности в современной цифровой среде; разрабатывать памятки, инструкции,
иные средства наглядной агитации по разъяснению порядка упорядочения
использования устройств мобильной связи в образовательной организации для
педагогических работников, родителей и обучающихся;
- обеспечить
психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного с ограничением
использования устройств мобильной связи в образовательной организации;
- предусмотреть для всех
участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств
мобильной связи в режим "без звука" при входе в образовательную
организацию (в том числе с исключением использования режима вибрации из-за
возникновения фантомных вибраций);
- информировать
родителей и обучающихся об их ответственности за сохранность личных устройств
мобильной связи в общеобразовательной организации;
- предусмотреть места
хранения во время образовательного процесса устройств мобильной связи
обучающихся (при наличии такой возможности и необходимости);
- ограничить
использование обучающимися устройств мобильной связи во время учебного
процесса;
- учитывать необходимость
использования имеющихся ресурсов образовательной организации или ресурсов иных
организаций (в рамках сетевой формы) при выборе образовательных технологий и
методик, в том числе для использования доступа обучающихся к их учетной записи
в случае перехода в школе на электронные дневники, без использования личных
устройств мобильной связи обучающихся;
- проводить мероприятия,
направленные на воспитание культуры использования устройств мобильной связи у
всех участников образовательного процесса, с использованием воспитательного
потенциала совместной работы (педагогического коллектива с детьми,
старшеклассников с младшими детьми) в части воспитания культуры использования
устройств мобильной связи;
- обеспечить
согласование с родителями вопросов коммуникации родителей с обучающимися в
случае возникновения необходимости, внештатной ситуации;
- определить лиц,
организующих выполнение мероприятий с обучающимися и их родителями по выработке
культуры безопасной эксплуатации устройств мобильной связи, профилактике
неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов; за соблюдение
установленного порядка; хранение устройств мобильной связи;
- использовать время
перемен для общения, активного отдыха обучающихся между уроками (занятиями),
восполнения их физиологической потребности в двигательной активности с учетом
возрастных норм; при необходимости - использование на переменах устройств
мобильной связи по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения);
- осуществлять
мониторинг и анализ работы образовательных организаций по упорядочению
использования участниками образовательного процесса устройств мобильной связи с
целью профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов,
повышения эффективности образовательного процесса и воспитания;
- распространить Памятки
для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике
неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств
мобильной связи (Приложение 2).
Приложение 1
Результаты
исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств
мобильной связи на здоровье детей
Приложение 2
Памятка для
обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике
неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств
мобильной связи
1. Исключение ношения
устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения
негативного влияния на здоровье.
2. Максимальное
сокращение времени контакта с устройств мобильной связи.
3. Максимальное удаление
устройств мобильной связи от головы в момент соединения и разговора (с
использованием громкой связи и гарнитуры).
4. Максимальное
ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приема
сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).
5. Размещение устройств
мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.