01.11.2022
Методика формирования
основ безопасности жизнедеятельности в МБДОУ «Детский сад №4 «Родничок» п.
Красногвардейское, представлена с помощью
различных педагогических приемов работы с детьми дошкольного возраста. Meтoдикa Mapии Moнтeccopи - Coглacнo дaннoй cиcтeмe, peбeнкa
нeльзя зacтaвлять зaнимaтьcя, eгo нужнo зaинтepecoвaть. Maлыш пoгpужaeтcя в
cитуaцию ecтecтвeннoгo paзвития и oбучeния.
Проблема безопасности жизнедеятельности
разрабатывалась в исследованиях многих отечественных ученых, среди которых
можно назвать В.А. Ананьева, А.С. Вернадского, М.И. Ломоносова, И.М. Сеченова.
Отечественные психологи В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.В. Эльконин
осветили в своих работах реальное многообразие идей и подходов к проблемам
безопасности и жизнедеятельности личности. Среди современных исследований можно
выделить труды таких ученных, как Н.Ю. Белая, Л.И. Лукина, В.Н. Мошкин. Вопросы
привития навыков основ безопасности детям среднего дошкольного возраста можно
увидеть в научных трудах Т.Г. Хромцовой, Л.Ф. Тихомировой, Н.Н. Авдеевой, Л.П.
Анастасовой, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой,
Р.Б. Стеркиной, Л.Г. Татарниковой, Г.К. Зайцева.
Для понимания особенностей формирования навыков
безопасного поведения обратимся к понятию безопасности жизнедеятельности. В
научной литературе понятие «безопасность» трактуется по-разному. Изначально
самостоятельного определенного понятия безопасности не существовало, оно
являлось частью и было неразрывно связано общими понятиями экологии, медицины и
естественными науками. С интенсивным техническим развитием в дальнейшем встал
вопрос о самостоятельном понятии «безопасность» и формулирования его
определения
Опираясь на классификацию В.Н. Мошкина, выделим в
структуре содержания воспитания культуры безопасности такие компоненты: -
воспитание мотивации к безопасности; - формирование системы знаний об
источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления; -
формирование компетенций безопасного поведения - физическая готовность к
преодолению опасных ситуаций; - готовность к эстетическому восприятию и оценке
действительности; - психологическая подготовка к безопасному поведению; -
качества ребенка, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Современные технологии воспитания безопасного
поведения в дошкольном возрасте подразумевают несколько технологических этапов,
соблюдение которых позволяет получить эффективный педагогический результат.
Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание
культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией
программных требований в комплексе всего воспитательно образовательного
процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая
состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого
отбора необходимого наглядного и игрового материала.
В ходе организованной образовательной деятельности
по развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям
представления о различных видах транспорта через рассматривание картин
(«Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др.), просмотр
диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение
рассказов.
В ходе организованной образовательной деятельности
по развитию элементарных математических представлений педагог дает
понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве;
привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.
В ходе организованной образовательной деятельности
по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить,
изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму,
величину, строение и соотношение частей.
В ходе организованной образовательной деятельности
по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины,
жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и
др.).
В ходе организованной образовательной деятельности
по конструированию у детей формируют интерес к созданию разнообразных
зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и
настольного, вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции в
соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), учат
планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы,
машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учат
создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по
собственному замыслу.
В ходе организованной образовательной деятельности
по физическому воспитанию продолжают развивать координацию движений и
ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по
кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.
В ходе организованной образовательной деятельности
по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в
театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная
азбука».
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на
бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие
поделки), которые используются не только для оформления выставок к родительским
собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада.