17.05.2023
Цель
инновационной деятельности в ДОУ – улучшение
способности педагогической системы детского сада достигать качественно более
высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны
обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса,
ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
Внедрение инноваций в работу ДОУ,
требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно
важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и
профессиональное развитие педагогов и администрации.
Организация инновационной
деятельности в ДОУ
Задача руководителя дошкольного
учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в
инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников
инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической
готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической
нагрузке.
Некоторые организационные
моменты:
Создание структурных
подразделений– творческих групп педагогов по проблемам.
Использование активных форм
методической работы с педагогическим коллективом (семинары-практикумы, деловые
игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций).
Разработка программ
профессионального роста педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного
подхода к каждому воспитателю для повышение профессиональной и методической
компетентности.
Информационно-методическое
сопровождение инновационной деятельности ДОУ:
Создание базы данных по
передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного
направления ДОУ.
Обеспечение педагогов, работающих
над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным
справочно-информационным материалом
Создание видеотеки методических
материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.
Основными формами работы с детьми
и родителями являются:
игровые сеансы (индивидуальные и
групповые);
индивидуальные развивающие
занятия;
консультации,
семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские собрания;
выставки (игровых пособий,
литературы);
праздники, развлечения, открытые
просмотры.
Контрольные показатели развития
ребенка учитывают:
1. Сенсорное развитие
2. Развитие движений
3. Развитие речи
4. Музыкальное развитие.
5. Процесс адаптации каждого
ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за изменением поведения,
настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняется карта)
Некоторые направления инноваций в
ДОУ:
·
Разработка
программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы
развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.
·
Разработка и
внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических
проектов.
·
Внедрение новых
форм дифференциации специального образования: логопункта.
·
Создание
консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными
возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения
единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание
психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка
всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
·
Внедрение
инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
(оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного
творчества).
·
Социальные
технологии гармонизации детско-родительских отношений.
·
Научно-методические
продукты инновационной деятельности – публикации методических
пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет;
участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях,
Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.
·
Работа
творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.
·
Информатизация
образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование
потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов
проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с
Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.
·
Переход на
финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств,
организация платных образовательных услуг.
Примеры инновационной
деятельности в ДОУ:
·
метод игрового
моделирования при взаимодействии педагога и родителей;
·
совершенствование
мастерства педагогов;
·
поиск новых
подходов в работе с детьми и их родителями;
·
мониторинг
развития каждого ребенка;
·
учет
особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;
·
внедрение в
воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
·
формирование
основ безопасной жизнедеятельности;
·
организация
экологического образования дошкольников;
·
оптимизация
взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей,
“круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание
мини-библиотеки, создание семейного клуба)
·
создание
«Предметно-развивающего пространства детского сада»
Классифицируя инновации по
инновационному потенциалу, рассматриваются
нововведения как радикальные, т.
е. базовые; комбинаторные, где используются различные сочетания;
модифицирующие, или улучшающие, дополняющие.
В отношении ДОУ употребляется
понятие комбинаторных инноваций, так как возможности ДОУ определяются его потенциалом и характеризуются следующими
критериями:
• квалификационным составом
коллектива педагогов;
• наличием и прогрессивностью
учебного оборудования;
• наличием современной
информационной базы;
• наличием собственных
методических разработок.
Основными элементами
инновационного потенциала являются:
·
материально-технические
ресурсы;
·
финансовые
ресурсы;
·
интеллектуальные
ресурсы;
·
социально-психологические
факторы и т. д.
Показатели инновационного
потенциала ДОУ:
·
научно-технический
потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также
количество предложений по совершенствованиюпедагогического процесса на одного
сотрудника);
·
инновационность
управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования, участие высшего
руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной
деятельности).
Несмотря на то, что инновационная
деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного
образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и
инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования
детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной практики
показывает, что остается нерешенными ряд проблем:
·
проблема
воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ;
·
проблема
изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться от
устаревшего, нецелесообразного;
·
приспособление
новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ;
·
поддержка
педагогической инициативы, ее продвижение.
Перспективные направления работы:
организация сетевого
взаимодействие инновационных ДОУ, экспериментальных площадок и педагогов-исследователей,
объединенных близостью инновационной проблематики.
участие ДОУ и отдельных
педагогов, успешно реализовавших свои экспериментальные программы, в
научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий,
научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для
организации распространения инновационного опыта
создание банка данных по
приоритетным направлениям инновационной деятельности в ДОУ, деятельности
педагогов-новаторов, их теоретических и методических разработок с
использованием возможностей ИКТ.
мониторинг процесса становления
профессиональной компетентности, инновационного потенциала педагогов.