01.09.2022
Актуальный педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая раб
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Передается мысль, выведенная из опыта,
но не сам опыт»
К.Д. Ушинский
Одним из наиболее распространенных видов творческого поиска педагога
является формирование передового педагогического опыта при активном
использовании научных методов исследования.
Передовой педагогический опыт (ППО) – это эффективный опыт,
который позволяет достигать высоких результатов в образовательном процессе при
сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств.
Обобщению опыта может подлежать:
- целостная система
педагогической деятельности (в течение длительного периода);
- система работы педагога по
какой-либо одной проблеме;
- использование одного
эффективного приёма в методике преподавания предмета;
- опыт освоения новых или
классических, адаптированных к современным условиям технологий.
Необходимо помнить, что опыт сначала накапливается, после изучается, а уж
затем обобщается и транслируется. Следовательно, предпосылкой к обобщению опыта
должны стать диагностические данные, на основании которых опыт признаётся либо
не признаётся передовым.
Главная задача по изучению, обобщению и внедрению передового
педагогического опыта – раскрытие способов, приёмов, посредством которых
достигнуты положительные результаты в формировании личности ребёнка, степени
его обученности и развития.
Основной критерий оценки передового опыта – это соответствие опыта ведущим
идеям современной педагогической науки и главным направлениям практических
поисков педагогов республики. Опыт не может считаться передовым, если опирается
на устаревшие педагогические концепции.
Опыт является передовым, если он, по сравнению с существующими технологиями
и методиками обучения и воспитания учащихся, более рационален: при наименьших
затратах сил, средств и времени обеих сторон образовательного процесса даст
более высокие результаты, принесёт удовлетворение от совместной работы.
Передовой опыт также характеризуется стабильными, устойчивыми высокими
результатами образовательного процесса.
Необходимо учесть, что основу изучения и обобщения опыта составляю принципы:
- целесообразности;
- научности;
- системности;
- последовательности;
- практикоориентированности;
- сотрудничества;
- индивидуализации;
- добровольности.
Изучение и обобщение ППО может происходить по инициативе администрации
(методического совета) общеобразовательного учреждения либо по личной
инициативе педагога или группы педагогов. И в том и в другом случае
администрацией учреждения образования проводится ряд диагностических
мероприятий и формулируется вывод о целесообразности обобщения конкретного
педагогического опыта.
При изучении опыта широко используется весь спектр педагогических,
социологических и психологических методов.
1.
Метод наблюдения.
Это самый распространённый метод изучения педагогической деятельности,
сущность которого состоит в целенаправленном и планомерном восприятии педагогического
процесса. Использование наблюдения как метода педагогической диагностики
предполагает:
- определение цели наблюдения;
- определение объекта наблюдения;
- планирование процесса
наблюдения (составление программы, определение порядка и способа фиксации
результатов);
- обязательное обсуждение с
педагогом результатов наблюдения.
Различают формальное и неформальное наблюдение. Неформальное наблюдение
носит, как правило, ознакомительный характер. Формальное – проводится в
соответствии с устоявшейся процедурой. Выделяют также включённое и невключённое
наблюдение. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве
участника педагогического процесса. Метод наблюдения имеет особенности, которые
необходимо учитывать в работе с педагогами: всегда носит субъективный характер,
многое в деятельности педагога остается как бы за кадром. Поэтому целесообразно
при изучении опыта использовать и другие методы.
1.
Метод «кинетического наблюдения».
Этот метод представляет собой узкоспециальное наблюдение, которое
направлено на изучение отдельных элементов педагогического процесса и
предполагает детальное изучение деятельности педагога.
1.
Метод самооценки.
Основан на умении педагога анализировать (рефлексия) свою деятельность,
выделять положительные стороны и недостатки. Способы самооценки – анкетирование
учащихся, родителей с последующим самоанализом.
1.
Изучение планирующей документации.
Изучению подлежат программы, планы учебных занятий и воспитательных
мероприятий, их соответствие общепринятым педагогическим и методическим
требованиям.
1.
Анкетирование педагогов.
Предполагает исследование суждений, отношений, целей, мотивов, интересов,
путей массового письменного опроса.
Требования к анкетам:
- максимальная простота;
- содержание анкеты должно
стимулировать педагога в анализе своего опыта;
- должна выявлять уровень
готовности педагога к самоанализу;
- сочетать микро- и макроэлементы
в опыте.
1.
Тестирование обучающихся.
Этот метод позволяет выявить наличие или отсутствие у детей и подростков
знаний, умений и навыков, профессиональных качеств, способностей посредством
выполнения ими серии заданий диагностического характера.
1.
Рейтинговые оценки.
При помощи этого метода выявляются личностные особенности детей и
подростков путем письменной оценки компетентными людьми или самими детьми.
1.
Социометрия.
Изучение особенностей взаимоотношений в группах и коллективах,
коммуникативных свойств личности.
Анкетирование, тестирование, рейтинговые оценки, социометрия относятся к
группе социологических методов, которые могут быть использованы при изучении
опыта.
1.
Метод оценки «равными по положению».
Считается, что преимуществом этого метода является то, что он вовлекает в
оценку успешно работающих педагогов, которые хорошо знают содержательную
сторону учебно-воспитательного процесса, методику и могут составить более
профессиональные суждения и оценки.
1.
Метод интервью (беседа).
Этот метод используется для сбора информации о педагоге посредством беседы
с ним. При проведении интервью необходимо:
- уметь устанавливать
доброжелательные отношения с интервьюируемыми;
- управлять беседой в
соответствии с программой;
- уметь ставить вопросы, стимулирующие
высказывания;
- уметь суммировать интервал и
давать рекомендации.
1.
Изучение продуктов деятельности детей.
В результате применения этого метода происходит опосредованное изучение
умений, навыков учащихся по результатам выполнения работы.
1.
Эксперимент.
Предполагает апробирование идей, методик на практике.
Алгоритм изучения ППО может быть следующим:
1.
Предварительное ознакомление педагога, начинающего изучать опыт работы, с
соответствующей литературой.
2.
Сбор информации о профессиональной деятельности педагога: встречи и беседы
с педагогом, беседы с администрацией, руководителем методического формирования,
родителями учащимися, изучение результатов работы педагога, знакомство с
материалами профессионального портфолио и др.
3.
Посещение учебных занятий, проводимых педагогом. Определение
научно-методической основы его работы.
4.
Определение личностно-профессионального воздействия педагога на своих
коллег и обучающихся; отношение учащихся к изучаемому предмету.
5.
Проведение контрольных работ, индивидуальных бесед с учащимися с целью
определения уровня из знаний по данному предмету.
6.
Изучение педагогической деятельности учителя вне учебных занятий: видов
деятельности (участие в работе методического формирования, тематических
педсоветах, методических декад, подготовка учащихся к олимпиадам, руководство
научно-исследовательской деятельностью воспитанников и др.) и способов их
реализации.
7.
Авторский педагогический продукт (авторский проект, авторская дидактическая
система, система методической работы, методические рекомендации,
учебно-методические пособия, памятки, статьи из опыта работы и др.).
8.
Ознакомление с материалами выступлений педагога из опыта работы в рамках
внешкольных педагогических мероприятий (научно-практические, практические
конференции, семинары, педагогические чтения).
9.
Психолого-педагогическая диагностика (беседы, интервью, социометрия).
10.
Использование опыта работы педагога коллективом.
11.
Руководство профессиональным ростом членов педагогического коллектива.
12.
Привлечение педагога к анализу и описание опыта своей работы.
13.
Определение формы обобщения и описания опыта.
Учитывая, что диагностический процесс довольно длителен и может
продолжаться в течение всего учебного года, и даже включать результаты
предыдущих лет, целесообразно не форсировать его и тем более не пренебрегать
им. Так же нет смысла проводить специальное исследование деятельности того или
иного педагога с целью характеристики его опыта. Основу диагностических
материалов составят данные внутриучебного контроля.
Задача заместителя по ВМР либо председателя методического совета обобщить
диагностические данные, дать качественную оценку деятельности педагога и
выступить перед педагогическим советом (чаще итоговым либо августовским) с
рекомендациями по обобщению ППО в течение будущего учебного года.
Обобщение ППО может проводиться администрацией учреждения образования,
группой педагогов (методическим советом школы, методическим объединением) и
самим педагогом. Самообобщение - один из наиболее сложных этапов по изучению
опыта, требующий от педагога не только наличия творческого мышления и
научно-методических знаний, но и навыков рефлексии, глубокого системного
анализа. Работая над самообобщением, педагог проходит
следующие этапы:
1.
Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему
опыту, отбор для методической обработки какой-то определённой части опыта,
представляющей наибольший интерес и актуальность.
2.
Ознакомление с литературой по избранной теме. Это необходимо для
теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с отражённым в
литературе опытом других педагогов по данному вопросу.
3.
Планирование работы по избранной теме.
4.
Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из
опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса,
проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов
экспериментального характера.
5.
Анализ и обобщение накопленного по теме материала. Выявление в изучаемом
опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение
методических выводов.
6.
Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьёй:
освещение принципиальных положений, исходя из которых педагог подошёл к данной
теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие
выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение
выводов по разработанной теме.
Обобщение ППО может осуществляться в форме:
1.
Открытых занятий.
2.
Педагогических советов, производственных собраний, совещаний.
3.
Научно-методических и научно-практических конференций.
4.
Педагогических выставок.
5.
Педагогических чтений.
6.
Диспутов и дискуссий.
7.
Педагогических экскурсий.
8.
Семинарских занятий.
9.
Практикумов по разработке методики изучения и обобщения педагогического
опыта.
10.
Педагогических консультаций.
11.
Самообразования.
Материалы по описанию опыта систематизируются и хранятся в методическом
кабинете или уголке. Те, что будут способствовать пропаганде опыта и его использованию,
оформляются в специально разработанную карточку учёта ППО, которая хранится в
банке данных ППО в методическом кабинете общеобразовательного учреждения.
Все материалы по обобщению опыта того или иного педагога оформляются в
соответствующей папке. Требования к оформлению опыта работы даны в приложении
1. В теоретической части необходимо разместить:
1.
Обоснование актуальной и педагогической значимости
опыта.
- Тему, по которой обобщался
опыт, цель и задачи обобщения данного опыта.
- Рецензию на педагогическую
деятельность автора.
- Выявление и обоснование
конкретной потребности, обусловившей поиск именно этого опыта.
- Описание содержательной
значимости опыта и путей его реализации в широком целостном контексте
жизни и развития коллектива, где возник данный опыт.
- Описание системы условий в их
последовательности и взаимообусловленности, обеспечивающих возможность
возникновения данного опыта.
1.
Сущность опыта.
- Описание методики во всей её
операционной и технологической полноте.
- Рекомендации к внедрению и
применению опыта.
- Список литературы по данному
вопросу.
Опыт раскрывается путём анализа педагогического процесса на основе
системного подхода, сущность которого заключается в анализе целесообразности
отбора содержания и использования организационных форм, методов и форм
организации деятельности детей и подростков. А также анализ факторов
(осуществление принципов педагогической деятельности, мастерство педагога,
средства и условия учебно-воспитательного процесса), оказывающих влияние на
результат.
Чтобы обобщение в полной мере отражало сущность опыта, раскрывало
особенности, характерные признаки, содержание педагогического творчества,
педагоги и методисты должны четко представлять структуру педагогического
процесса.
1.
Выводы:
- указание на группу
потребностей, удовлетворяемых опытом и раскрытие пределов его
применяемости;
- преимущества такого подхода по
сравнению с традиционным;
- уровень новизны;
- трудности и ошибки;
- осмысление вопросов, не
получивших в опыте достаточных решений и требующих дальнейшего осмысления;
- практическая значимость опыта.
При описании опыта необходимо соблюдать максимальную точность и
однозначность языка описания, использовать аналитические суждения и
высказывания (а не эмоционально ценностные слова и характеристики), точные
образные выражения.
Практический материал (разработки уроков, дидактический и раздаточный
материал и т.д.) целесообразно разместить в приложениях.
Список литературы может состоять лишь из цитируемых аттестуемым работ, а
может более полно охватывать предмет обобщения опыта.
Наряду с бумажным вариантом в папке хранится и электронный вариант всего
описания опыта (теоретической и практической частей).
Таким образом, работа учреждения образования над изучением и обобщением
передового педагогического опыта будет проходить успешнее, что позволит
теснейшим образом связать её с такими направлениями методической деятельности
школы как аттестация педагогических работников и организация деятельности
«Школы педагогического мастерства» и «Школы молодого специалиста».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Требования к оформлению опыта работы
Опыт работы представляется напечатанным на компьютере на белой бумаге
формата А4 (210х297мм).
Текст работы излагается на одной стороне листа. Каждая страница работы
оформляется со следующими полями: левое – не менее 20мм; верхнее – 20мм; правое
– 10мм; нижнее – не менее 20мм.
Работа должна иметь: титульный лист, содержание, текст работы, заключение,
приложение, список литературы.
Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами по порядку от титульного
листа до последнего без пропусков и повторений. Первой страницей считается
титульный лист, на котором номер не ставится, на следующем листе указывается
цифра «2». Порядковый номер страницы ставится на середине верхнего поля.
Последним листом работы нумеруется последний лист списка литературы.
Оформление титульного листа
Титульный лист оформляется на типовом бланке формата А4, содержащем все
предусмотренные реквизиты, как указано в образце (приложение 2).
Оформление информационного листа
Для облегчения восприятия информационный лист оформляется в виде таблицы,
которая включает в себя:
- сведения об авторе опыта
(творческой группе, коллективе): Ф.И.О., год рождения, образование,
квалификационная категория и год присвоения, адрес, контактный телефон;
- сведения о том, какими
материалами представлен опыт, их точное местонахождение;
- сведения о последователях опыта
(если они есть), их отзывы и замечания, конкретные адреса распространения
передового опыта (Ф.И.О., должность, название учреждения образования);
- перечисление профессиональных
категорий, которым может быть интересен опыт.
Оформление аннотации
Аннотация - это сокращенное (не более 1 страницы) изложение содержания
материала об опыте в следующей последовательности:
- представление автора,
составителя;
- основное содержание материала
об опыте;
- читательское назначение
материала.
Аннотация дублируется для хранения в портфолио педагога.
Оформление содержания (оглавления)
Содержанием (оглавлением) называют часть текстовой работы, носящую
справочный, вспомогательный характер. Содержание (оглавление) выполняет две
функции: даёт представление о тематическом содержании работы и её структуре, а
также помогает читателю найти в тексте нужное место.
Термин «содержание» применяется в тех случаях, когда работа содержит
несколько не связанных между собой материалов одного или нескольких авторов.
Термин «оглавление» применяется в качестве указателя частей, рубрик работы,
связанных по содержанию между собой.
Содержание (оглавление) должно охватывать все части и рубрики работы.
Названия заголовков и пунктов в содержании перечисляются в той же
последовательности и в тех же формулировках, как в тексте работы с указанием
номера страниц.
Оформление цитат
Цитаты – дословные выдержки из какого-либо текста научного или
публицистического характера.
Цитата заключается в кавычки и сопровождается ссылкой на источник. Цитата
может включаться в основной текст, выделяться из текста, приводиться в
сокращении.
Если цитата включается в текст, то первое слово из неё пишется со строчной
буквы, например: К.Д. Ушинский делает вывод о том, что «прямое заимствование
опыта одного педагога другим без учета конкретных условий пользы не принесет».
[3].
Если цитата выделяется из основного текста, то её пишут с абзацного
отступа. Например:
«Подготовленность личности к самообразованию обуславливается владением
интеллектуальными умениями, к самосовершенствованию – ценностными ориентациями,
к самомотивации – побудительной направленностью» (Кухарев Н.В. Педагог-мастер –
педагог-исследователь. – Гомель, 1992, глава 4.)
Если цитата приводится в сокращении, то в ней опускается часть текста,
пропуск отмечается многоточием. Например: «Наука начинается… с тех пор, как
начинают измерять» (Д.И. Менделеев).
Оформление приложений
Приложения являются самостоятельной частью работы.
Приложения оформляют как продолжение работы на последующих страницах или в
виде отдельной её части, располагая приложения в порядке появления ссылок в
тексте.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в
правом верхнем углу слова ПРИЛОЖЕНИЕ, напечатанного прописными буквами, и иметь
содержательный заголовок.
Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими
цифрами (без знака №), например, ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д.
При оформлении приложений отдельной частью (книгой) на титульном листе под
названием работы печатают прописными буквами слово ПРИЛОЖЕНИЕ.
Содержание иллюстраций (рисунки, таблицы, формулы, графики, диаграммы и
т.д.), помещаемых в приложении, должно быть понятно читателю без обращения к
тексту работы. При необходимости иллюстрации могут иметь наименование и
дополнительные данные (подрисуночный текст). На весь приведенный
иллюстрированный материал должны быть ссылки в тексте работы. Например, «… в
соответствии с рисунком 2».
Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими
цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например: «Рис.
П4.3».
Правила оформления списка литературы
Список литературы является составной частью работы и отражает степень
изученности рассматриваемой проблемы. В список литературы включаются, как
правило, не только те источники, на которые в работе имеются библиографические
ссылки, но и те, которые Вы изучили при исследовании темы работы.
Литература группируется в списке в следующем порядке:
1.
нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти:
Конституция, законы, указы Президента Республики Беларусь, постановления
Министерства образования Республики Беларусь – в хронологической
последовательности;
2.
ведомственные правовые акты в хронологической последовательности;
3.
источники статистических данных в хронологической последовательности;
4.
документы и материалы государственных архивных учреждений – в
хронологической последовательности;
5.
книги и статьи на русском языке – в алфавитном порядке;
6.
книги и статьи на иностранных языках – в алфавитном порядке.
Включённая в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до
последнего названия.
Примеры библиографических описаний Составная
часть книги, сборника, журнала
Быкаў В.У. У тумане // Збор твораў: У 6т. – Мінск: Мастацкая літаратура,
1994. – Т.5. – С.277-364.
Бабосов Е. Управленческие ресурсы реформирования образования в XXI веке // Кіраванне ў адукацыі. – 2002. - №1. – С.6-9.ота, которая дает наилучший педагогический результат.