01.09.2022
Методические рекомендации по составлению самоанализа
организованной образовательной деятельности
Современный воспитатель должен уметь анализировать
и оценивать собственную педагогическую деятельность и работу
коллег. Без этих умений невозможно представить его профессиональное
развитие. Предлагаю рассмотреть схему самоанализа (анализа) непрерывной
образовательной деятельности (НОД), организованной образовательной деятельности
(ООД), занятия – мы с вами допускаем все названия.
Ребенок познает мир, развивается, социализируется,
приобретает определенные личностные качества в ходе деятельности. Поэтому
и структура НОД будет примерно такой же, как структура деятельности
человека в общем смысле:
Воспитатель так организует образовательную деятельность,
чтобы ребенок исходя из своих потребностей и мотивов совместно с ним
поставил цель, выбрал средства, осуществил деятельность, получил результат
и осмыслил его.
В начале анализа воспитатель озвучивает цель НОД
и ее задачи. Далее объясняет, как поэтапно воплощалась идея занятия.
Предлагаемая схема анализа содержит уточняющие вопросы, которые педагог
использует в качестве ориентиров. С их помощью
он определяет достоинства и недочеты НОД. Некоторые вопросы можно
включить в анализ любого из этапов НОД. Например, вопрос
о создании ситуации успеха и психологического комфорта или вопрос
об использовании диалоговых форм. Данная схема удобна тем, что любой
вопрос легко трансформируется в ответ или начало ответа — отправную
точку — для построения связного высказывания о каком-либо аспекте
анализируемого этапа. Это облегчает задачу воспитателя при самоанализе НОД.
Например:
Была ли цель
привлекательна для воспитанников? — К сожалению, не для всех
детей поставленная цель оказалась привлекательной. Два мальчика
не проявили интереса к организованной деятельности и захотели
играть с машинками. Только во второй половине занятия они
присоединились к остальным. Считаю, что нужно более тщательно продумывать
этап мотивации и постановки цели, использовать другие приемы, чтобы
в следующий раз вся группа была увлечена общим делом.
Осуществлялась ли
в ходе самостоятельной работы педагогическая поддержка? Каким образом? —
В ходе самостоятельной работы я стремилась осуществлять
педагогическую поддержку через подсказку, похвалу, подбадривание, тактильный
контакт. Двоим воспитанникам оказывала практическую помощь, так как у них
низкий уровень развития моторики по сравнению с другими детьми.
Но вместе мы достигли желаемого результата.
Какие вопросы не включены в самоанализ
(анализ) НОД?
Ø Формальные
вопросы. Например, вопрос об интеграции образовательных областей или
соответствии материала возрастным особенностям детей.
Ø Выполнение
санитарно-гигиенических требований. Эти требования в ДОО должны
выполняться по умолчанию. Однако если педагог нарушил их, обратите
на это внимание.
Ø Вопросы
о формах и методах организации детской деятельности. Они могут быть
названы, но не списком, а в контексте анализа конкретного
этапа, с обоснованием их выбора
Все этапы НОД должны
быть целесообразными, т. е. соответствовать цели. Анализ этапа рефлексии – один
из самых сложных. Как понять, насколько рефлексия НОД соответствовала цели?
Существует несколько вариантов:
1) обсудить и оценить
результаты деятельности, сравнить результаты с замыслом;
2) обсудить процесс
деятельности, удовлетворенность процессом и результатом;
3) выявить ценность
полученного нового знания, умения;
4) провести рефлексию
настроения и эмоционального состояния;
5) выявить перспективы
и новые возможности.
v Если цель НОД — сформировать навык, то в ходе рефлексии
педагог обсуждает с детьми результаты деятельности, сравнивает
их с замыслом: «Получилось ли у нас все так, как
мы задумали в начале занятия?».
v Если цель заключалась в развитии взаимодействия между детьми,
то следует обсудить именно процесс деятельности и взаимодействие
между воспитанниками в этом процессе: «Дружно ли вы работали?
Кто и как помог товарищу? Удалось ли вам договориться?»
v Если воспитатель планировал сформировать или закрепить какое-то знание
и донести до воспитанников его ценность, то он обсуждает, где
и как в жизни дети будут его применять (например, правила дорожного
движения).
v Если воспитатель стремится развивать воображение и умение планировать,
то в итоге НОД стоит поговорить с детьми о перспективах
деятельности: «А как еще можно? Что можно было бы добавить к..? Что ты будешь
делать в следующий раз?».
Кроме того,
в работе с детьми всегда следует фиксировать внимание
на эмоциональной составляющей совместной деятельности. Это важно для
формирования положительной самооценки ребенка, его самоутверждения.
Таким образом, с помощью предлагаемой
схемы самоанализа НОД воспитатель покажет целесообразность всех ее этапов и определит,
достигнута ли поставленная цель. Главное, что вывод будет подкреплен
аргументами (развернутыми ответами на вопросы), а педагог
продемонстрирует умение видеть плюсы и минусы организованной
им образовательной деятельности.
Схема самоанализа (анализа) ООД
Этап ООД |
Вопросы-ориентиры |
Мотивация |
Как педагог заинтересовал детей предстоящей
деятельностью? |
Постановка цели |
Была ли четко сформулирована детская цель? |
Совместная работа по нахождению способов
деятельности |
Как происходил выбор способов деятельности? |
Самостоятельная работа детей по апробации
способов деятельности |
Определил ли педагог в ходе НОД, что
могут сделать дети самостоятельно, а что совместно с ним? |
Рефлексия (подведение итогов, обсуждение
результатов) |
Каким образом педагог подвел итог НОД? |