25.05.2023
Полифункциональность
материалов предполагает возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды.
Полифункциональность
предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным
способом употребления в разных видах детской деятельности.
Итак, что же такое
полифункциональность?
Полифункциональность-
от греч. polu - много и лат. funсtio - исполнение, осуществление, деятельность.
По ФГОС ДО
полифункциональность материалов предполагает:
• возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например,
детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
• наличие в группе
полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления)
предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в
разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей
в детской игре. Хочу привести несколько очень простых, на мой взгляд, примеров,
которые соответствуют понятию "полифункциональность".
Принцип
полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного
оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование
модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием
(обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в
себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения
и знаково-символической функции мышления дошкольников.
В старших группах
замысел основывается на теме игры, поэтому
разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное
воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся
игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы,
стулья. Созданная эстетическая
среда вызывает у детей
чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду,
желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает
к активной творческой деятельности, способствует
интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Предметно -
пространственная развивающая среда помогает в организации игровой
деятельности детей, позволяют создать ситуацию эмоционального комфорта и
уединения, раскрыть творческий потенциал детей, наполнить игровой
процесс современным увлекательным содержанием. Дети могут активнее проявить
свои способности, интересы и желания, что способствует развитию здорового,
бодрого и
жизнерадостного ребёнка, естественным образом развивающимся в
игровой деятельности.
При организации
предметно-пространственной среды в детском саду
необходима сложная, многоплановая и высокотворческая
деятельность всех педагогов ДОУ.
Ведь разнообразие игрушек не является основным
условием развития
ребенка.
Целенаправленно организованная предметно- развивающая среда в
дошкольном учреждении играет большую
роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.