25.05.2023
В современном учреждении дошкольного образования предметно-пространственная
развивающая среда должна отвечать требованиям:
1.
Безопасность предполагает соответствие всех
элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору
материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его
использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых
изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
2.
Насыщенность среды должна соответствовать
возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования.
Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания,
игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;
разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную,
творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное
благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет
возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой
деятельности с разными материалами.
3.
Трансформируемость среды предполагает
возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей).
Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии
с сюжетом новой игры-спутника.
4.
Полифункциональность материалов
предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми
предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных
видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали
конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности,
природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и
художественной и др.
5.
Вариативность среды предполагает наличие в ней
различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается
наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования,
объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в
зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в
среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и
творческую активность.
6.
Доступность – возможность свободного доступа
детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные
виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового
оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно
взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную
деятельность.
При создании среды
необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения занятий, игр,
наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки,
материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной
деятельности детей в соответствии с Перечнем средств воспитания и обучения [2].
Он включает оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые
отвечают психолого-педагогическим, эстетическим, эргономическим,
санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам.
Задача педагога спроектировать развивающую предметную среду в соответствии с
данным перечнем и содержанием учебной программы дошкольного образования.
Таким образом, среда
должна:
·
обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
·
побуждать детей к деятельности;
·
способствовать развитию самостоятельности и творчества; -
обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.
А для этого она должна
быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Нет чётко определенных
требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров. Среда группы
отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна.
Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка
как субъекта посильных детям дошкольного возраста видов деятельности.
При этом следует
помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться
на глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры,
материал можно разделить на три категории:
·
«СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в
других формах взаимодействия с взрослыми. (Символика страны, разнообразие
народов, мир животных и растений и т.д.)
·
«ВЧЕРА». Материал исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте,
используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.
·
«ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком
будущем.
Таким образом,
развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она
должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Методические
рекомендации содержат примерное наполнение
предметно-пространственной развивающей среды в учреждении дошкольного
образования.