26.05.2023
Одним из
важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он
живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в
образовательном учреждении может быть мощным стимулом в их развитии.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования», в частности раздел II. Требования к условиям
реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п.3.1,
3.2. развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) группы
представляет специально организованное помещение, материалы, оборудование и инвентарь,
нацеленные на:
- развитие детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта
особенностей и коррекции недостатков их развития;
- удовлетворение двигательной активности детей;
- возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых, а также возможности уединения.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО
РППС создается с учетом развития индивидуальности каждого воспитанника, его
возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС
должна быть: безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по
обеспечению надёжности и безопасность их использования,
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности.
В группе вся предметно-пространственная среда отвечает
требованиям технике безопасности, расположение мебели и игровое оборудование
соответствует санитарным требованиям, правилам пожарной безопасности,
особенностям физиологии детей, принципам функционального комфорта. В группе вся
мебель крепится к стенам и соответствует росту и возрасту детей, выполнена из
натуральных материалов, что позволяет мебели от частой влажной уборки не
портится.
Функциональные размеры используемой детской мебели для сидения и
столов соответствует обязательным требованиям, установленным техническими
регламентами, одной группы мебели и промаркированы согласно таблице СанПиНа.
При организации пространства учитывается акустическое
оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Помещение хорошо и
равномерно освещается, уровни естественного и искусственного освещения
соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному,
искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Помещение группы в цветовой гамме с учётом детского восприятия,
имеет эстетичное и эмоциональное радостное, позитивное воздействие на детей.
Среди комнатных растений нет цветов, которые могли бы причинить
вред здоровью детей.
Используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки применяются в качестве дидактических пособий.
Основными
требованиями к безопасности детских игрушек являются следующие:
·
Безопасный
материал, из которого изготовлена игрушка и безопасное покрытие. Наличие
специального паспорта, в котором должно быть указано, что она изготовлена из
безопасного материала, не обладающего аллергенными и токсическими свойствами.
Маленький ребенок обязательно оближет игрушку, поэтому краска не должна
слазить.
·
Отсутствие
неприятного резкого запаха.
·
Прочность.
Непрочные игрушки, от которых могут отломаться какие-то части, могут поранить
ребенка или причинить вред. Поэтому проверяйте надежность всех креплений и
соединений. У мягких игрушек очень часто отклеиваются глаза – маленький ребенок
может взять их в рот.
·
Безопасная
конструкция. Отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда
можно засунуть пальцы. Для самых маленьких опасность могут представлять игрушки
с длинными веревочками (более 15 см).
·
Безопасный
цвет. Слишком яркая, режущая глаз расцветка может оказывать негативное влияние
на зрение и нервно-психическое состояние ребенка.
·
Безопасный
звук. Избегайте игрушек с громким, пронзительным и резким звуком, которые могут
повредить слух ребенка. Выбирайте игрушки, издающие спокойные и мелодичные
звуки.
·
Безопасный
размер. И игрушка, и ее составные части должны быть достаточно крупными, чтобы
маленький ребенок не проглотил их. На игрушках обычно указывается, с какого
возраста она рекомендуется для ребенка – если на ней стоит знак «от 3-х
лет», значит, она может содержать очень мелкие детали. Так что не
экспериментируйте!
·
Безопасный
вес. Соотнесение веса игрушки и ребенка. Сможет ли ребенок поднять игрушку? Не
слишком ли она тяжелая для него? Не навредит ли себе, если ее уронит?
·
Гигиеничность.
Возможность мыть и стирать игрушку.
·
Гарантия
качества. Игрушки следует покупать в специализированных магазинах – это и будет
гарантией того, что все необходимые требования соблюдены. На улице продавцы
редко имеют необходимую документацию на свой товар. В магазинах же с этим
строго, на всю свою продукцию они должны иметь
сертификаты (декларации) соответствия, которые выдает производитель детских
игрушек, а также сертификаты качества и гигиены. В этих документах обязательно
должно быть указано время действия документа и номер партии продукции.
Таким образом, интерьер группы должен включать предметы мебели и
оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их
использования для каждого воспитанника: исключать случаи падения с высоты,
выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате
неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.