25.05.2023
Согласно ФГОС ДО одна
из важнейших характеристик развивающей предметно-пространственной среды – вариативность – предполагает наличие в ДОУ или группе различных пространств, разнообразных
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
При вариативности предметно-пространственной среды
необходимо учитывать:
·
возрастные особенности;
·
особенности развития игровой деятельности;
·
скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка;
·
особенности контингента детей группы.
Предметно-пространственная среда предусматривает:
активную зону, спокойную зону, рабочую зону.
Активная зона включает
в себя:
-
центр сюжетно-ролевых игр («Больница»,
«Магазин», «Строители», «Парикмахерская», «Семья»);
-
центр конструирования
(крупный строительный материал, различные виды
конструкторов);
- театрализованный
центр (масочный театр, теневой театр, пальчиковый театр, настольный
театр);
- центр двигательной деятельности (кегли, обручи, мячи, ленточки, флажки, кольцеброс, скакалки, наглядно – дидактическое пособие «Виды спорта» ;
Спокойная зона
включает в себя:
- уголок уединения
(место где ребенок может побыть наедине с собой);
- уголок природы
(растения, инструменты по уходу за растениями, природный материал,
дидактические игры);
-уголок художественной литературы (книги с крупными иллюстрациями,
книжный доктор, портреты писателей) ;
Рабочая зона включает
в себя:
·
Центр познавательно – исследовательской деятельности (эксперименты,
наблюдения, беседы);
Центр продуктивной и творческой деятельности (лепка: пластилин, тесто, кинетический песок; аппликация: цветная бумага, цветной и белый картон, клей; рисование: карандаши, фломастеры, восковые мелки, трафареты).
При организации вариативной развивающей среды
следует учитывать следующие факторы:
·
Возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства;
·
Особенности развития игровой деятельности детей;
·
Скачкообразность и неравномерность в развитии ребёнка;
·
Особенности контингента детей группы;
·
Специфика педагогических задач в тот или иной период;
·
Особенности индивидуального стиля деятельности педагога группы.
·
Вариативность развивающей среды может быть обеспечена за счёт включения в
«традиционную предметную среду» дополнительных элементов или схем её
организации, реализуемых в рамках педагогических систем, получивших мировое
признание и многолетнюю апробацию в практике ДО. Подобные системы представлены
педагогическими зарубежными концепциями, например, М.Монтессори, Ф.Фребеля,
Р.Штайнера, а также отечественными – М.Н.Поляковой, Н.М.Крыловой,
Н.А.Коротковой, Т.Н.Дороновой и т.д.