04.10.2018
06.11.2018
«ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У
РЕБЕНКА»
Диагностика плоскостопия.
Заключение о состоянии опорного свода стопы ребенка делается врачом- педиатром на основании положения двух линий, проведенных на отпечатке (рисунке
стопы).
Первая
линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком, вторая - с
основанием большого пальца. Если обе линии расположены внутри контура - стопа плоская, если контур находится между линиями - уплощенная, если линии проходят за контуром
- нормальная.
В
особой заботе нуждаются дети не только с плоской, но и с уплощенной стопой. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте стопа еще не сформирована,
при плоскостопии существует опасность отрицательной динамики.
Во
время осмотра ребенка следует обращать внимание на положение пятки. При нормальной стопе оси голени и пятки совпадают, в случае продольного
плоскостопия образуют угол, открытый к внешней стороне (вальгусная установка стопы). Это легко определить по детской обуви: при вальгусном
положении (низко опущен внутренний край) - стаптывается внутренняя часть подошвы.
В
дошкольном возрасте еще не поздно улучшить состояние стопы и предотвратить формирование плоскостопия. Для этого необходимо регулярно выполнять специальный
комплекс упражнений.
Упражнения,
предупреждающие
развитие
плоскостопия
Ребенок должен заниматься
в спортивной форме босиком.
Массаж стоп
1. Ребенок садится на пол (ноги вытянуты). В
течение 3-4 минут взрослый (родитель) растирает стопы ребенка по направлению от
пальцев к пяточной области, затем
массирует голени - от стопы к коленному суставу. Растирание выполняется
основанием ладони либо тыльной поверхностью полусогнутых пальцев. Массаж также
можно проводить при появлении чувства усталости в ногах после напряженной
мышечной работы.
2. Ребенок ложится на спину. Взрослый (родитель)
левой рукой охватывает ногу ребенка так, чтобы голень была между большим и
указательным пальцами. Выполняя круговые движения большим пальцем правой руки,
взрослый энергично растирает ступни (указательный и средний пальцы лежат на наружной
поверхности стопы).
"Сборщик". Ребенок садится на пол (колени
полусогнуты) и собирает пальцами левой ноги мелкие предметы (например, ластик,
бумажный шарик, карандаш, губку и т. д.). Через 1-2 мин. упражнение следует
повторить правой ногой.
"Художник". Карандашом, зажатым пальцами правой стопы, ребенок рисует различные фигуры на листе бумаги, придерживая его левой стопой. Через 30-50 сек. упражнение следует повторить правой ногой.
"Гусеница". Ребенок садится на пол (колени полусогнуты), прижимает пятки к полу и в течение 30-50 сек. сгибает пальцы ног, постепенно продвигая пятки вперед, имитируя движение гусеницы.
Упражнения с гантелями. Ребенок берет в
каждую руку гантель (до
Исходное положение то же. На счет 1 - выпад правой ногой вперед, руки в стороны. На счет 2 - исходное положение. На 3-4 - то же с левой ноги. Упражнение выполняется в течение 30-50 сек.
Ходьба. В
течение 30-50 сек. ребенок ходит на пятках, на носках, на внутренней и наружной
сторонах стопы.
Бег. Ребенок
бежит короткую дистанцию (до
Укрепление мускулатуры ног и свода стопы
Долговременное пребывание, в положении стоя, продолжительная ходьба по твердому грунту, а также переноска тяжестей провоцирует чрезмерную нагрузку на стопы. Укреплять мускулатуру ног и свода стопы также необходимо с детства.
Катание мяча. Ребенок садится на
пол или табурет, ставит ступню на теннисный мячик и катает его, то к носку, то
к пятке двумя ногами попеременно.
Катание чулка. Ребенок садится на
пол или табурет, раскладывает перед собой чулок (платок). Выдвигает вперед одну
ногу и, распрямив пальцы, хватает ими чулок и подбирает его часть под ступню.
Снова распрямляет пальцы и подбирает новую часть чулка. Повторяет до тех пор,
пока чулок не исчезнет под стопой полностью. Выполняется сначала правой, затем левой ногой, а потом обеими
ногами одновременно.
Игра в шарики и кольца. Ребенок садится на
пол. Перед ним взрослый раскладывает в линию десять колец, перед каждым кольцом
кладет шарик. Ребенок поочередно опускает шарики в кольца: пять - пальцами правой ноги, пять - пальцами левой ноги. Затем
вынимает их руками и кладет перед кольцами, после чего поочередно опускает
кольца на шарики: пять - пальцами правой ноги, пять - левой.
Игра в мяч ногами. Упражнение
выполняется в парах. Дети садятся на пол напротив друг друга и, слегка
откинувшись назад, опираются на руки. Хватают ногами теннисные мячики и
перебрасывают их. Ловить мяч руками нельзя. Если у ребенка нет пары, можно
поиграть со взрослым (родителем).
Танец на канате. Ребенок идет по линии, которая нарисована на полу мелом (вместо мела можно использовать ленту, тонкую веревочку и т.д.), удерживая равновесие (руки разведены в стороны, колени прямые). Одну ступню ставит вплотную перед другой.
Помимо вышеперечисленных упражнений профилактике плоскостопия
способствуют спортивные игры на открытом воздухе (футбол, волейбол, гандбол).
Также полезны ежедневные ножные ванны (температура воды 36-37 °С) в течение
1-1,5 мин.
Регулярное
выполнение этих упражнений поможет вашему ребенку всегда оставаться здоровым,
активным, подвижным!!
06.11.2018
Просмотров всего: , сегодня:
06.11.2018
Просмотров всего: , сегодня: