Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
«Доступная среда»— программа, направленная на улучшение качества жизни инвалидов и
маломобильных групп населения Российской Федерации. Реализация программы
доступной среды проходит как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Повышенное внимание, оказываемое государством проблемам людей
с ограниченными возможностями в начале 21 века, неслучайно. К моменту начала
разработки программы число инвалидов в РФ, особенно среди детей, сильно
увеличилось: таковыми были официально признаны почти 9% россиян, причем около
30% из них были людьми трудоспособного возраста. Угрожающими темпами росло
количество детей, которые инвалидами признавались уже с рождения.
Таким образом, огромный пласт населения фактически оказался
исключенным из общественной жизни по причине различных барьеров — как
физических, так и психологических, которые встают на пути у инвалидов, желающих
активно участвовать в жизни общества. В целях устранения этих барьеров и была
создана программа «Доступная среда».
Безбарьерная (или доступная) средав широком смысле
— это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего
числа людей. Понимая проблемы инвалидности, «безбарьерная» среда — это расположение
объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими,
сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это
пространство с минимальной помощью посторонних.
Поэтому функциональная задача образовательной организации — найти
способы решения, обеспечить ту самую «безбарьерную среду».
Законодательная
база обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере
образования
Федеральный уровень
Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в РФ«
Вся работа детского сада
строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, а также инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами для ДОУ. Настоящие правила, и нормативы направлены на
охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию,
обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. В учреждении имеется медицинский блок, который находится на первом этаже здания (кабинет медицинской сестры, изолятор).Кабинеты полностью оснащены медицинским оборудованием и инструментом. В ДОУ организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Родителям важно знать!
Детям с
ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидамгосударство обеспечивает
(в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
— дошкольное воспитание;
— внешкольное воспитание и образование;
-среднее общее образование;
-среднее профессиональное образование;
-высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего
типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в
специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное
учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или
индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение
лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства
образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную,
справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа
педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь,
необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет
промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию
документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно
приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном
процессе на общих условиях.
Для образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (ТНР,
ЗПР) используются:
групповоепомещения, музыкальный и физкультурный залы, кабинет учителя-логопеда, кабинет
педагога-психолога.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Функциональное использование |
|
Музыкальный
зал |
Развитие
творческих музыкальных, способностей, эмоционального и эстетического
воспитания |
Физкультурный
зал |
Проведение
занятий по физкультуре, индивидуальных занятий |
Кабинет
учителя-логопеда |
Коррекция
звукопроизношения, развитие речи |
Кабинет
педагога-психолога |
Психологическая
разгрузка, коррекция психологических качеств, поведения, диагностика |
Групповое
помещение |
Проведение
НОД, индивидуальной работы, игровой деятельности |
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В
учреждении в помещении методического кабинета для работы педагогов с
дошкольниками организована библиотека методической, учебно-воспитательной
литературы, наглядных демонстрационных пособий, альбомов, игр, игрушек.
Дошкольники с ОВЗ (ТНР, ЗПР) используют мини-библиотеки детской литературы в
группах.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Используется физкультурный зал, спортивная площадка для НОД и
индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (ТНР, ЗПР).
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для дошкольников с ОВЗ (ТНР, ЗПР) в
наличии средства обучения и воспитания, в том числе технические: игровой,
демонстрационный, раздаточный материалы для организации учебно-воспитательного
процесса, компьютерное оборудование (ноутбуки, телевизоры с учебными и игровыми
программами).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные
особенности зданий МБДОУ «Детский сад № 4 "Родничок» не предусматривают
наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные
плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни
внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы
специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Доступ
к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету
обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Специальные условия питания
Создание
отдельного меню не осуществляется.Питание для инвалидов и детей
с ОВЗ организуется в соответствии с рекомендациями врачей и действующим
законодательством.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей в детском саду осуществляет медицинская сестра.
В МБДОУ имеетсямедицинский кабинет, изолятор, которые оснащены следующим оборудованием: весы, ростомер, стол, холодильник, бактерицидная лампа, столики процедурные, шкаф для медикаментов, столы письменные, кушетка, стулья для взрослых, шкаф для документации.
Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.1.3049-13: световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме.С целью снижения заболеваемости проводятся профилактическиеи закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники МБДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного комплекса в МБДОУ нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.