Методические рекомендации воспитателям и младшим воспитателям при организации питания в групповых помещениях

17.09.2024

Методические рекомендации

по организации питания в группах дошкольного учреждения

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

Одной из профессиональных обязанностей воспитателя детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. 

Это обучение проходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.

Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у детей желание быть аккуратными. На столах — скатерти, а лучше под каждый столовый прибор — чистую салфетку. Эстетическое оформление стола — цветы, и, конечно, гигиенические салфетки. Красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки), порционный хлеб в хлебнице.  Благодаря этому мы сразу решаем несколько задач:

- знакомим с правилами поведения за столом;

- «настраиваем» организм на еду;

- побуждаем малыша к аккуратности;

- закрепляем умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, правильно держать ложку (вилку), пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого;

- формируем умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо». Технологию принятия пищи в младшем и среднем возрасте  педагог проговаривает вслух, напоминая, что чем едят, как пищу берут с тарелки, а как со столовых приборов. Обращайте своё внимание на то, как дети держат чашку. Обращайте внимание на темп еды и тщательное пережевывание пищи – только овладение этими двумя навыками питания поможет и сохранить зубы, и уберечь желудок от многих заболеваний.

В старшей группе совершенствуется:

·   умение правильно пользоваться ложкой;

·   умение правильно пользоваться вилкой;

·   есть аккуратно;

·   есть бесшумно;

·   умение сохранять правильную осанку за столом;

·   умение обращаться с просьбой, благодарить;

·   продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо убирать за собой стул, благодарить взрослых.

 

В подготовительной группе закрепляются умения и навыки:Хочу такой сайт

·   аккуратно пользоваться столовыми приборами;

·   обращаться с просьбой, благодарить;Описание: Хочу такой сайт

·   культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

Говоря о питании детей, нельзя забывать о столь важном вопросе, как подготовка комнаты. Необходимо:

·   проветрить помещение и по возможности сохранить проветривание  в течении всего процесса еды;

·   создать обстановку спокойного общения, настраивающего детей на еду;

·   если вы используете музыку, то больше всего уместна музыка спокойная, мелодичная, негромко звучащая;

·   правильная и красивая сервировка стола.

Технология раздачи пищи:

·   сервировать столы младшие воспитатели с помощью дежурных начинает после получения пищи, когда все дети занимаются гигиеническими процедурами;

·   младший воспитатель начинает раздачу пищи персонально каждому ребёнку после того, как дети сядут за стол;

·   когда воспитатель закончит работу с детьми в умывальной, он подключается к организации приёма пищи;

·   желательно подачу каждого блюда сопровождать «сообщением» о том, как правильно его есть, в чем его основная польза; выражать уверенность, что все дети с ним хорошо справятся, и оценивать результат.

После еды желательно предоставить детям возможность для самостоятельной деятельности (обязательно нужно дать разъяснение, что после еды играть следует спокойно, чтобы «в животе всё улеглось на свои места»), т.е. у ребёнка закладывается стереотип на здоровое поведение.

Таким образом, уют, царящий в помещении группы, привлекательность сервировки стола и привлекательность самой пищи, ваше корректно-заботливое отношение к детям в ходе еды помогут сформировать у них не только аппетит, но и те общекультурные навыки питания, без которых вырасти здоровым просто невозможно.

Знание правил столового этикета формирует у ребенка уверенность. Введение определенных правил должно быть постепенным, обучающим. Этикет за столом, в принципе, ничем не отличается от правил для взрослых. Не забывайте показывать на личном примере хорошие манеры. Основные правила, соблюдение которых весьма желательно для дошкольника: кушать аккуратно и без лишнего шума, не играть с едой, следить за осанкой, заботиться о присутствующих за столом (для более старших).

Помните! О пище можно говорить только хорошо. Во время еды всё должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребёнка это довольно-таки сложное дело.

Не забывайте! Хвалить детей (каждого в отдельности и всех вместе) за аккуратность, неторопливость, культурные навыки, дружелюбное, спокойное общение во время еды. Комментируйте вслух успехи детей, а о промахах, неумении говорите каждому потихоньку, но настойчиво.

Не фиксируйте! Во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.

 


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».